Posted 12 февраля 2007,, 21:00

Published 12 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:45

Updated 8 марта, 08:45

Архипелаг «Собачья Чушь»

Архипелаг «Собачья Чушь»

12 февраля 2007, 21:00
Архипелаг «Собачья Чушь»

Можно ли убивать журналистов? Как это ни удивительно, – нельзя. Об этом ясно заявил президент Владимир Путин на Мюнхенской конференции по безопасности: «Мы, безусловно, будем самым тщательным образом бороться с этими явлениями и жестко карать всех преступников, которые пытаются подорвать и доверие к России, и расшатать нашу политическую систему». Означает ли это, что теперь правоохранительные органы стремглав бросятся разыскивать убийц всех погибших российских журналистов, начиная с Влада Листьева? Конечно, нет: указания, действительно подлежащие исполнению, даются не в форме ответов на вопросы иностранных собеседников. А в какой? В советское время для этого использовались постановления ЦК КПСС. Старые криминалисты помнят, как такими постановлениями вводилась, например, мода на передачу виновных на поруки, и в результате число осужденных тут же сокращалось на четверть, потом еще на треть... Чуть-чуть тогда, в начале 60-х, не хватило для торжества всеобщего законопослушания. Но когда выйти на улицу стало страшно даже днем, поступила новая директива – «Об усилении ответственности...». Так партия гоняла карательные органы то на хулиганство, то на взяточничество, то на хищения, то на нетрудовые доходы... И за каждой директивой следовал нужный скачок отчетности.

Теперь у нас вместо ЦК КПСС – президентская администрация, разместившаяся по счастливой случайности ровно в тех самых кабинетах, что и их предшественники. И если будущее директивы о наказании убийц журналистов пока туманно, то, напротив, другие высочайшие указания уже дают невиданные плоды. Некоторые исполнители, как в известной поговорке, до того вдохновляются важностью порученного дела, что расшибают лбы и себе, и людям. Этого героя поговорки надо было заставлять Богу молиться! Нашим исполнителям достаточно намекнуть – и лбы уже трещат. Наглядный пример расшибания лба продемонстрировала недавно прокуратура Верещагинского района Пермского края, возбудив уголовное дело против директора средней школы села Сепыч Александра Поносова за то, что тот якобы «незаконно ввел в оборот и использовал при осуществлении деятельности» школы нелицензионное программное обеспечение. Судя по размещенному в Интернете обвинительному заключению, прокуратура не добыла ни одного доказательства того, что именно директор поставил пиратский софт на школьные компьютеры. В свою очередь, представители Microsoft заявили, что не имеют к попавшему под раздачу учителю никаких претензий, а Билл Гейтс уже давно предлагал свою бескорыстную помощь в компьютеризации российских школ. Но какое дело нашим исполнителям до Билла Гейтса, чьи законные интересы якобы ущемил несчастный учитель? У них есть директива: бороться с пиратством. И не важно, что пиратскую продукцию можно купить на любом углу. Бороться с лоточниками – что гоняться за комарами: прыти требуется много, а навару никакого. Другое дело – директор школы, у которого под началом целых 13 компьютеров. А это значит, что стоимость одной лицензионной программы можно легко умножить на число компьютеров и выйти на сумму «в особо крупных размерах». Что еще для отчета надо? Но вот беда: не дождаться пермским расшибателям лбов царской милости за усердие. Почему? Неужели суд оправдал директора школа? Нет, Верещагинский районный суд еще своего слова не сказал, хотя на последнем заседании суда представитель регионального дилера компании Microsoft заявил: «Сотрудник, который реализовал компьютеры с предустановленным контрафактом, получил наказание в размере 10 тысяч рублей штрафа». Но учитель может не волноваться, ибо с самого-самого верха уже прозвучало точное и хлесткое определение: «Хватать человека за то, что он купил там компьютер какой-то и угрожать ему тюрьмой, это чушь собачья».

Не сомневаюсь, что теперь вся эта «чушь собачья» завершится для учителя благополучно. Но вот что беспокоит: страна у нас большая, усердных исполнителей много, дураков тоже хватает, а президент один-одинешенек. Ну как ему уследить за всякой чушью собачьей, даже со всеми своими помощниками, советниками, полпредами, федеральными инспекторами, то есть со всеми десятью тысячами курьеров. А без его окрика чушь собачья запросто может превратиться и в закон, и в министерский приказ, и в судебный приговор. И превращается. Например, в Новороссийске мировой судья Вера Абштырь постановила наложить административные штрафы на местных правозащитников за несанкционированное собрание в детской художественной школе с двумя немецкими бизнесменами. Видимо, судья была англичанкой или того хуже американкой, а потому решила, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» распространяется на любой meeting, что в переводе означает «встреча». Тем более что и в статье 2 сказано: «собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов». Жаль, не дочитала судья до статьи 7, где говорится, что предварительное уведомление властей требуется – «за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником». Или она решила, что закон говорит о собрании с одним участником? Конечно, хорошо бы областному прокурору немедленно опротестовать постановление мирового судьи как не имеющее с законом никаких точек соприкосновения. Но нет, уверен: не будет он этого делать, ибо не одна мировая судья попала под директиву о борьбе с неправительственными организациями, якшающимися со всякими юридическими и физическими иностранными мордами, то бишь лицами. Поэтому наша единая Россия будет справедливой только для правительственных и околоправительственных организаций. А для всех прочих у нас есть специальный заповедник соцзаконности – архипелаг «Собачья Чушь».Автор - министр печати РФ в 1992-1993 гг., секретарь Союза журналистов России

"