Posted 12 января 2010,, 21:00

Published 12 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 02:22

Updated 8 марта, 02:22

Без протокола

Без протокола

12 января 2010, 21:00
Вчера председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что нижняя палата российского парламента готова на нынешней неделе рассмотреть и ратифицировать 14-й протокол к Европейской конвенции по правам человека, который предусматривает реформу Страсбургского суда. Почти четыре года назад документ был подписан президентом РФ, од

Почти четыре года Россия остается единственным и последним камнем преткновения на пути реформирования Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. До сих пор наша страна не ратифицировала 14-й протокол конвенции, а без консенсуса этот документ не имеет юридической силы. Между тем Страсбургский суд уже буквально погряз в пучине все возрастающего количества поступающих жалоб.

Надо сказать, что российские парламентарии несколько раз вроде бы формально и пытались внять настойчивому голосу европейских коллег, но всякий раз находили причины, чтобы уклониться от ратификации протокола. Наконец, в сентябре прошлого года депутаты смогли собрать и сформулировать свои претензии, приняв специальное заявление по 14-му протоколу. В частности, наши законодатели не соглашались с положением, согласно которому комитет из трех судей Европейского суда по правам человека наделяется правом выносить постановления без обязательного включения в его состав представителя государства-ответчика.

В конце декабря прошлого года эта проблема была решена. Во время визита в Москву генеральный секретарь Совета Европы Турбьйорн Ягланд встретился с Дмитрием Медведевым и пообещал пойти навстречу российской стороне. Вскоре президент РФ на совещании с главами МИД и Минюста вернулся к проблеме 14-го протокола, отметив, что все имевшиеся ранее противоречия устранены. Российские замечания согласился принять и Комитет министров Совета Европы. Дело оставалось только за Госдумой. И вот вчера спикер нижней палаты Борис Грызлов озвучил намерения депутатов по этому вопросу. «Мы будем снова выносить в пятницу на ратификацию 14-й протокол, касающийся деятельности Европейского суда по правам человека, – сказал он. – Появились новые обстоятельства, которые позволяют вернуться к этой теме».

Как сообщил «НИ» председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, у него нет сомнений, что вынесенный на ратификацию 14-й протокол будет утвержден депутатами уже в пятницу. «Комитет министров Совета Европы, рассмотрев заявление Госдумы, рассеял все наши опасения по этому вопросу. Нас заверили, что национальный судья непременно будет участвовать при рассмотрении дел в Страсбургском суде, а мониторинг исполнения решений будет за той страной, которая участвует в разбирательстве. Собственно, это и все, чего мы добивались», – сказал «НИ» депутат.

Но дело не только в этом. «Конечно, нашу судебную систему надо совершенствовать, – признал г-н Крашенинников. – Давно назрел, например, вопрос о затягивании сроков досудебного расследования, и он требует скорого разрешения. Однако, как нам подтвердили европейские коллеги, реформа суда в Страсбурге направлена исключительно на ускорение рассмотрения жалоб, которые сейчас затягиваются на многие годы». Г-н Крашенинников подтвердил, что в данной ситуации национальные правовые системы будут иметь приоритет при решении вопросов в Страсбургском суде. Кроме того, 14-й протокол увеличивает срок полномочий судей ЕСПЧ с 6 до 9 лет и пересматривает механизм обработки дублирующихся жалоб.

Российские правозащитники с облегчением встретили новость о предстоящей ратификации. «Наш парламент долго упирался, тормозил процесс реформирования суда в Страсбурге, и наконец-то депутаты вняли голосу разума, – сказала «НИ» председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. – Это очень важное решение, потому что Страсбургский суд завален жалобами, а от нашей страны таких обращений больше всего. К сожалению, отечественное правосудие по-прежнему отстает от общеевропейских норм и тенденций. Остается надеяться, что судебные реформы в Европе все же коснутся и России».

"