Posted 11 декабря 2012,, 20:00

Published 11 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:24

Updated 8 марта, 05:24

Игра в шашки

Игра в шашки

11 декабря 2012, 20:00
При правительстве Свердловской области недавно была создана специальная рабочая группа по делам казачества, которую возглавил вице-премьер Владимир Романов. Атаман Оренбургского войскового казачьего общества с помощью 28 чиновников из министерств и ведомств разного уровня намерен «наладить эффективное взаимодействие ор

Первое совещание рабочей группы уже состоялось. На нем обсуждали планы на ближайшее будущее: как содействовать регистрации казачьих обществ, что нужно для развития нормативной базы и сохранения традиций и культуры казаков?

Надо сказать, что уральские чиновники удачно вливаются в общий тренд массовой увлеченностью казачеством. В Краснодарском крае патрули казаков были горячо поддержаны губернатором Александром Ткачевым, в Тюмени о конных отрядах казачьих дружин сообщает… пресс-служба областного УМВД, подчеркивая, что по сравнению с другими добровольными народными дружинами они «более активно и ответственно несут службу, смелы и дисциплинированны». Казаки вышли наводить общественный порядок и в Москве, даже разогнали несколько бабушек-торговок у Белорусского вокзала (на что, кстати, не имели права). Мало того, несколько недель назад казаки решили создать собственную партию, которую собирается возглавить вице-губернатор Ростовской области Сергей Бондарев.

Налицо тренд продвижения казачьей темы именно чиновниками, а отнюдь не рядовыми членами этого сообщества. Председатель Фонда развития и поддержки казачества Саратовской области Сергей Тюрин полагает, что все, что идет сверху, от чиновников, имеет малое отношение к казачеству. «Кто эти патрули осуществляет? Я вам расскажу, – поделился с «НИ» Сергей Тюрин. – Это так называемое центральное казачье войско, которое создано по инициативе сверху. Это не казачья община, а, как мы их называем, «государевы казаки», собранные на основе закона о государственной службе российского казачества. Кстати, этот закон не работает. Партия, которая создается, из той же серии. Остается вопрос: кто ее создает, какая у нее платформа и цели? Эта партия создана, чтобы бороться за все хорошее против всего плохого? У нормальных казаков существует принцип самоуправления. Нам не нужна партия. Мы самоорганизовались. Где мы есть, там сами и наведем порядки. А партия – это чистая профанация».

Рядовые члены казачьих обществ не сильно доверяют кабинетным собратьям, тем более что их деятельность не совсем понятна. По словам екатеринбургского политолога Федора Крашенинникова, «вице-премьер по казачеству» в Свердловской области – это перебор. «Владимир Романов «выбивает» на свои казачьи проекты всякие бюджеты, «прогибает» под все эти проекты разные ведомства, – рассказал «НИ» эксперт. – И под все эти проекты под разными соусами выделяются деньги. Примечательно: население Свердловской области – около четырех миллионов 300 тысяч человек, а казаков – всего примерно пять тысяч. Цифры несопоставимы. У нас старообрядцев, пожалуй, больше, чем казаков, но вице-премьера по старообрядцам почему-то нет. Как нет вице-премьера по делам беженцев, безработных. То есть вице-премьер занимается делами пяти тысяч мужиков, которые сшили себе мундиры и ходят по улицам, занимаются ерундой». Политолог рассказал, что, по его собственным наблюдениям, казаки в городе – явление крайне редкое. Патрулей нет, и чем таким особым занимаются эти люди – не ясно.

«Очевидно, что только на юге России, где казачество имеет хоть какие-то исторические корни, оно возможно по-настоящему. Но сомневаюсь, что в таких городах, как Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, есть какие-то реальные казаки, – констатировал Федор Крашенинников. – Понятно, что, если выделяются какие-то огромные деньги и их надо осваивать, желающие всегда найдутся». Политолог предположил, что основной контингент новоявленных казаков – отставные военные, силовики, которые выходят на пенсию достаточно рано. Они еще полны сил и здоровья, у них уйма свободного времени, и им надо чем-то занять свой досуг. «Кроме как ходить в форме и приставать к людям, они ничего не умеют. Специально под таких людей и создается эта структура, чтобы они имели возможность ходить в форме, раздавать медальки, звания и чувствовать себя полезными Отечеству, – считает г-н Крашенинников. – Государство себя убеждает, что в критической ситуации эти ряженые мужики им очень сильно помогут. Это, конечно, заблуждение, потому что если мы вспомним 1917 год, то Николаю Романову не помогли даже настоящие казаки, которые были не чета нынешним. Поэтому надежды на них напрасны. А то, что они создают партию, только покажет, насколько эта группа малочисленна».

"