Posted 12 ноября 2020,, 07:28

Published 12 ноября 2020,, 07:28

Modified 7 марта, 14:14

Updated 7 марта, 14:14

Без вариантов: почему одна Россия, а не ООН будет блюсти мир в Нагорном Карабахе

Без вариантов: почему одна Россия, а не ООН будет блюсти мир в Нагорном Карабахе

12 ноября 2020, 07:28
Фото: eadaily.com
Не прошло и двух дней после объявления заключения трёхстороннего соглашения между Арменией, Азербайджаном и Россией, как российские миротворцы взяли под контроль Лачинский коридор в Нагорном Карабахе. Почему именно наши солдаты?
Сюжет
Война

На этот вопрос «Новые Известия» искали ответ вместе с приглашёнными экспертами: военным обозревателем, писателем и полковником запаса Виктором Литовкиным и политтехнологом, политическим обозревателем и бывшим заместителем главы администрации президента Южной Осетии Львом Павлючковым.

Миротворческая миссия у большинства людей ассоциируется с военнослужащими и полицейскими в голубых касках с логотипом Организации Объединённых Наций. И это понятно: миротворческие операции ООН начала проводить в 1948 году, и с тех пор стартовало 68 миротворческих миссий, 14 из которых длятся до сих пор. Причём не завершена старейшая из них – на Ближнем Востоке, вызванная арабо-израильской войной.

Но за голубыми касками стоят люди из разных стран, в том числе и из России (ранее – из Советского Союза). Миротворческий контингент России в миссиях ООН небольшой – не дотягивает и до 50 человек, а состоит в основном из наблюдателей. Но зато наша страна исправно платит взносы в бюджет ООН на поддержание мира. На финансовый 2019 – 2020 год (в ООН начинается 1 июля) он немного ужался по сравнению с прошлым периодом и составил 6,5 млрд долларов – это почти полтриллиона рублей по текущему курсу. Вот столько стоит поддержание мира в мире. По крайней мере в отдельных его частях, преимущественно в Африке.

Но взносы России в ООН далеко не самые крупные. Мы лишь на 8 месте и обеспечиваем 3,04% поступлений (198 млн долларов или 15 млрд рублей). Фактически миротворческие операции в мире держатся на США, которые дают 27,89% поступлений (1,8 млрд долларов или 140 млрд рублей), и Китае с 15,21% (989 млн долларов или 76 млрд рублей). Все стальные страны, включая Японию, Германию, Великобританию, Францию, Италию, Канаду и Корею сильно отстают.

Если Россия исправно платит взносы в ООН, то почему бы не поднять вопрос ввода именно этих миротворцев? Тем более, что такие идеи возникали – США предлагали направить в Нагорный Карабах военных из Скандинавии. На первый взгляд преград никаких нет, даже как поясняет Виктор Литовкин, щедрое финансирование со стороны США не является проблемой:

- США и Китай влиять на миротворческую миссию не могут. Решение о проведении миротворческой операции принимается Советом безопасности ООН. Если такое решение принято, то уже не важно, кто сколько заплатил. Так работает механизм ООН.

Кто платит, тот музыку и заказывает – это не про ООН. Лев Павлючков видит основные причины ввода именно российского контингента без помощи ООН в национальных особенностях и традициях.

- На сегодняшний момент в вопросе противостояния Армении и Азербайджана существует определенная успешная преемственность. Ровно 30 лет назад были введены российские миротворцы, когда была первая фаза конфликта вокруг образования республики Арцах. Сегодняшнее отличие от той ситуации - сильное влияние Турции, которая явно позиционирует себя как региональную сверхдержаву. Тем не менее российские миротворцы, на мой взгляд, в состоянии повторить успех разделения сторон. И в данном случае устраивать балаган, приглашая «голубые каски» из Бангладеша, как это обычно делается, или «голубые каски» Румынии, мягко говоря, бессмысленно. Коллеги не в состоянии разобраться в специфике конфликта, местности, менталитете так хорошо, как российские миротворцы. Не секрет, что обе стороны в качестве коммуникаций используют русский язык, и даже в этом кроется ответ на вопрос, почему именно российские миротворцы, безусловно, будут более эффективными в рамках разведения сторон и формирования безопасного коридора взаимодействия между Арменией и районами Нагорного Карабаха. Не стоит пытаться экспериментировать с миротворцами, потому что такого рода эксперименты могут стоить жизней.

Виктор Литовкин тоже придерживается точки зрения, что обращение в ООН могло бы быть не только неэффективным, но и стоить многих жизней. Только причина тут совсем другая – время.

- Вводить контингент надо было срочно, чтобы не допустить геноцид армянского населения Карабаха. Ещё 2-3 дня, и территорию Нагорного Карабаха могла бы накрыть катастрофа. А в ООН можно было бесконечно долго принимать решение – там очень непросто они проходят. Да и что для ООН какой-то Карабах? Это же не Югославия и не Афганистан.

Получается, и выбора то особо не было. Либо Россия вводит миротворцев по соглашению сторон, либо отпускает конфликт на произвол судьбы с непредсказуемым финалом. Такая позиция явно не соответствует позиционированию в качестве лидера на постсоветском пространстве. Усиление вооружённого конфликта на границе ЕАЭС, который как минимум будет препятствовать торговому обороту – тоже не в интересах России. Да и проведение миротворческих операций – не в новинку для нас. Наши солдаты участвовали в конфликте на территории бывшей Югославии, успокаивали обстановку в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье, присутствовали в Таджикистане. Были еще миротворческие операции в Анголе, Судане, Бурунди и других африканских странах. Опыт есть.

Но в отличии от всех предыдущих миротворческих миссий, которые проводились или в 90-е годы, когда армия сидела на голодном пайке, или совместно с силами ООН и соответствующими бюджетами, на этот раз заплатить придётся по полной программе. Но об этом подробнее расскажем во второй части нашего материала.

"