Posted 11 ноября 2009,, 21:00
Published 11 ноября 2009,, 21:00
Modified 8 марта, 07:29
Updated 8 марта, 07:29
На суд экспертов законопроект представлял один из его разработчиков, ведущий советник отдела государственных закупок Минэкономразвития Алексей Доронкин, озвучивший основные положения документа. Первое – максимальная информационная открытость. Она будет достигаться двумя способами: информация о закупках должна размещаться на официальных сайтах заказчика, а с 2012 года – на едином официальном сайте. Кроме того, будет создан реестр заключаемых договоров, в котором будет содержаться информация о всех параметрах закупок, ходе исполнения договора и его результатах. Не публиковать разрешается только те сведения, которые составляют государственную тайну, а вот коммерческая тайна препятствием для обнародования не является. «Коммерческая информация не должна закрываться от общества, к ней должен быть доступ», – подчеркнул г-н Доронкин.
Помимо этого, законопроект определяет минимальные требования детализации договоров и максимальный срок проведения процедуры закупки. Он дает право президенту и правительству предоставлять преференции отечественным производителям и поддерживать малый бизнес, а заказчикам – право устанавливать квалификационные требования к участникам закупок, например, наличие опыта, финансовых ресурсов, производственных мощностей. В целом представитель МЭР охарактеризовал законопроект, как довольно либеральный.
А вот советник руководителя Федеральной службы по тарифам Ольга Аллилуева убеждена: предлагаемые нормы даже жестче, чем в законе о госзакупках, осуществляемых органами власти. Претензии у нее вызвали слабые требования к поставщикам по качеству и безопасности продукции, а большие вопросы – информационная открытость. Представитель ФСТ считает, что на официальном сайте документации по закупкам, договоров, выписок из протоколов «быть не может». А право на коммерческую тайну необходимо сохранить. По ее словам, нет необходимости и в создании единого реестра. Ведь органы власти при госзакупках тратят бюджетные деньги, а госкорпорации – все же коммерческие организации. «Как же далеки коллеги, которые готовили этот закон, от бизнес-процесса», – посетовала г-жа Аллилуева.
Представители крупных государственных компаний дополнили список замечаний. «Зачем проводить аукцион по закупке финансовых услуг? Сейчас, в кризис, все предпочитают иметь дело лишь с несколькими надежными банками. Но получается, чтобы взять кредит в банке, нужно потратить 60 дней», – посетовал один из них. Кроме внутреннего рынка, есть еще и внешний, отметил другой. И если мы покажем всему миру наши внутренние цены, страна понесет огромные убытки. Нарекания вызвало и то, что действие закона распространяется не только на госкорпорации, но и на любое акционерное общество, где есть более 25% государственных акций. «Остальные 75% могут принадлежать кому угодно, в том числе и иностранным инвесторам, которые не станут вкладывать туда деньги, если им придется играть по придуманным государством правилам», – считают специалисты.
Директор Института управления закупками и продажами им. А.Б.Соловьева Ирина Кузнецова пояснила «НИ»: «В кризис во всем мире процедуры закупок упрощают, мы же продолжаем ужесточать нормы. И уже не важно, оправдана закупка таким образом или нет. В результате одинаково закупается космический корабль и коробок спичек, что в принципе недопустимо в экономике. Разные закупки требуют разного подхода, разной квалификации и репутации поставщиков». По словам эксперта, принцип должен быть следующим: покупать лучшее у лучших, а не лучшее у кого попало. Что касается выбора между борьбой с коррупцией и экономической эффективностью, то здесь главное – найти правильный баланс. «Нельзя в борьбе с коррупцией уничтожать экономический интерес, – уверена г-жа Кузнецова. – Пока же и борьба с коррупцией осуществляется не очень эффективно, и так же неэффективно осуществляются госзакупки. Баланс смещен в негативную сторону и там, и там».