Posted 11 ноября 2008,, 21:00

Published 11 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:53

Updated 8 марта, 07:53

Нежданная любовь

11 ноября 2008, 21:00
Весной будущего года в России может появиться новая редакция закона «О средствах массовой информации», работа над которым сегодня полным ходом идет на Охотном Ряду. Уже в озвученных инициативах оказалось немало послаблений для пишущей братии. В Союзе журналистов России утверждают, что это результат их работы с депутат

Внести изменения планируется практически во все статьи действующей редакции закона «О СМИ». Например, один блок поправок связан с расширением прав журналистов на получение информации. Отвечать на их запросы будут обязаны не только чиновники, но и коммерческие организации. Также президиум фракции «Единая Россия» предлагает исключить из Уголовного кодекса наказание в виде ареста и лишения свободы за клевету и оскорбление в СМИ, а также установить верхние и нижние пределы компенсации морального вреда. Планируется внести изменения и в Гражданский кодекс, распространив трехлетний срок исковой давности на требования к СМИ о защите чести, достоинства и деловой репутации. В нынешней редакции такие иски срока давности не имеют, и политик или чиновник может подать на газету в суд даже спустя много лет. Более того, если поправки примут, то сотрудников СМИ нельзя будет допрашивать в суде в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны при подготовке статьи или телесюжета. Сейчас этим иммунитетом обладают адвокаты, священники, сенаторы и депутаты. В общем, идеи на первый взгляд неплохие и должны значительно облегчить жизнь журналистской братии. Однако невольно возникает вопрос, с чего это вдруг у партии власти возникла такая «любовь» к средствам массовой информации?

Директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов считает, что «просто власть ведет свою игру». «Политики прекрасно понимают, что больше 95% населения получают информацию только из программ российского телевидения, которые находятся под полным контролем государства, и которые на самом деле являются пропагандой», – заявил «НИ» г-н Панфилов. Поэтому можно допустить и некоторые послабления. По его словам, ни один даже самый хороший закон «не сможет изменить ситуацию в информационном пространстве, пока государство не свернет свою пропагандистскую машину».

В свою очередь, глава Фонда защиты гласности Алексей Симонов говорит, что к тексту поправок представители власти имеют мало отношения. «Они несколько лет мечтали поправить закон о СМИ, делали несколько неудачных заходов и, наконец, додумались обратиться за помощью к автору действующего документа – секретарю Союза журналистов Михаилу Федотову. Естественно, что он, работая над поправками, учитывал нужды СМИ, и они были написаны с симпатией к прессе», – рассказал «НИ» правозащитник. Однако он не уверен, «что закон будет принят в таком виде», ведь депутаты его еще не обсуждали. «Сомневаюсь, что к принятию этих инициатив хорошие пункты, которые в них есть, сохранятся и сам проект не приобретет каких-то дополнений, после которых мы будем в ужасе хвататься за головы», – поделился опасениями Алексей Симонов.

В Союзе журналистов «НИ» сказали, что на самом деле никто «любовью к прессе не воспылал», а с «единороссами» просто «была проведена значительная работа». «Механизм лоббирования за последнее время сильно изменился. Если раньше мы обращались к обществу и с его помощью пытались апеллировать к власти и продавливать какие-то инициативы, то сейчас работа с властью у нас идет изнутри», – пояснил «НИ» секретарь СЖР Игорь Яковенко.

В свою очередь заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин утверждает, что партия власти «просто транслирует либеральный посыл сверху». «Достаточно посмотреть на послание Дмитрия Медведева Федеральному собранию. В нем прослеживается целый ряд либеральных направлений. Думаю, что в таком контексте общих либеральных предложений власти можно рассматривать и инициативы, связанные со СМИ», – заявил эксперт «НИ». По его прогнозам, «если эти инициативы будут приняты в таком виде, какие они сейчас, то это поспособствует потеплению отношений между властью и СМИ».

"