Рус
Eng

Несмотря на холодную войну, в Арктике активно тает лед

Несмотря на холодную войну, в Арктике активно тает лед

Несмотря на холодную войну, в Арктике активно тает лед

12 сентября 2021, 16:23
Политика
В Арктике стартовала совместная российско-американская научная экспедиция NABOS-2021. Ее цель – изучение изменений климата на ледовом континенте. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что Вашингтон интересует совсем другое - колоссальные запасы природных ресурсов, которые скрываются под тающими арктическими льда

Геннадий Чародеев

Не так давно Геологическая служба США подготовила доклад, в котором утверждалось, что в недрах Арктики может находиться 90 млрд. баррелей нефти, 19 трлн. кубометров газа и 44 млрд. баррелей газового конденсата. Таким образом, общая стоимость ресурсов этого региона вполне может составить триллионы долларов.

Никто сегодня не утверждает, что у других мировых держав нет амбиций по поводу освоения богатых недр ледового континента. По некоторым данным, именно «русская Арктика» скрывает почти все запасы арктического газа и до 80% запасов нефти Крайнего Севера.

«Естественно, что американцы просто завидуют такой удаче Путина – ведь получается, что Москва фактически контролирует все ценнейшие ресурсы, которыми богата Арктика», - отмечает The Wall Street Journal.

По данным «НИ», в ближайшие пять-шесть лет «Росатом» увеличит парк атомных ледоколов с пяти до девяти. Грузопоток по Севморпути к 2024 году должен вырасти до 80 млн. тонн, а к 2025 - до 160 млн. тонн. В 2020 году объем грузоперевозок по Севморпути составил около 33 млн. тонн.

Кроме того, доступ в Арктику – это доступ к северным рубежам России, это возможность разворачивать новейшие виды вооружений, проводить испытания. Поэтому уже сейчас США активно наращивают свое военное присутствие в регионе, под боком у России проводят постоянные военные учения совместно со своими «северными» союзниками, разрабатывают тактику боевых действий на Крайнем Севере в случае возникновения вооруженного конфликта с Россией.

Но что интересно – одновременно десятки крупнейших в мире нефтегазовых компании, включая американские, активно вкладывают миллиарды долларов в добычу газа, который качают на российском Ямале.

Прогнозы ученых показывают, что уже к 2040 году Северный Ледовитый океан в летнее время будет полностью освобождаться ото льда. В настоящее время создаются два новых судоходных маршрута - это Северный морской путь, идущий вдоль арктического побережья России, и Северо-западный проход, который пролегает через северные канадские острова.

Благодаря этим трассам, расстояние между Европой и Азией сократится на 40%. А поскольку 90% мировой торговли осуществляется морем, даже небольшое увеличение в использовании этих путей окажет существенное воздействие на мировую экономику.

Эксперты американского журнала Politico расходятся во мнениях о том, каков потенциал у мировой торговли с использованием этих новых путей. Да, они короче, но скептики утверждают, что эти маршруты пока покрыты толстым слоем льда девять месяцев в году. Там также на большей части отсутствуют элементарные службы, такие как поиск и спасение. Все это надо создавать и Москве в одиночку не потянуть. Тут уж не до военных конфликтов.

Пока же по Северному морскому пути проходит менее 100 торговых судов в год, в то время как Суэцкий канал в Египте используют почти 20 тысяч судов. Однако количество судов в Арктике понемногу увеличивается. Например, китайская транспортная компания COSCO планирует чаще пользоваться Северным морским путем для доставки грузов в Европу. Начнет она, скорее всего, с нескольких десятков плаваний в год, а к середине следующего десятилетия количество китайских рейсов может увеличиться до 200-300, считает аналитик из вашингтонского Арктического института Мальте Хумперт.

Тут опять влезли американцы. Они серьезно обеспокоены ростом китайской активности на севере. Эксперты в Пентагоне пришли к выводу, что эти действия могут стать прологом к наращиванию военного присутствия Китая в Северном Ледовитом океане.

«Поднебесная пытается играть более важную роль в Арктике, но при этом нарушает международные нормы и правила. Есть опасность, что ее хищнические действия в сфере экономики повторятся и в Арктике», - говорится в докладе, подготовленном для Белого дома.

Конечно, США раскритиковали претензии Канады и России на эти морские пути, назвав их «незаконными» и «нелегитимными».

А в это время российские компании «Газпромнефть», «Норильский никель» и «Роснефть» уже имеют крупные проекты в Арктике и, не обращая внимание на истерику венных в США, строят свой ледокольный флот.

Западные аналитики считают, что шансов на возникновение полномасштабного конфликта в Арктике очень мало. Однако геополитическое соперничество в этом регионе между старыми врагами и новыми конкурентами вряд ли позволит им мирно сосуществовать.

Тем не менее, никто сегодня не сомневается в том, что с развитием Севморпути вдоль российского побережья появятся новые торгово-перевалочные узлы, и это вдохнет новую жизнь в северное захолустье, которое в советскую эпоху развивали в авральном режиме, а потом забросили на долгие десятилетия. Между тем, консорциум во главе с немецкой компанией «Бременские порты» планирует создать новый перевалочный узел на северо-востоке Исландии в Финна-фьорде.

Полярный исследователь Николай Гаранин рассказал «НИ», что Россия строит цепочку новых баз в северных прибрежных поселках и на нескольких островах, в том числе на острове Котельный в Восточно-Сибирском море. В арктических широтах все чаще проходят военные учения российских войск. США также увеличивают и модернизируют свой ледокольный флот, который очень важны для наращивания военного присутствия в водах Северного Ледовитого океана. Напряженность, таким образом, между странами растет из года в год. Все это, по мнению эксперта, тормозит мирное освоение Арктики.

В связи с таянием ледников в Арктике появляется все больше земель, пригодных для использования. А из-за отступления морского льда ресурсы Северного Ледовитого океана становятся все доступнее. Это касается рыбы и природного газа.

Для предотвращения самых худших последствий климатических изменений требуются огромные затраты, в том числе, в самой Арктике. Это создает серьезные препятствия для усилий по спасению этого региона. Свой негативный вклад вносят и политики, скептически относящиеся к климатическим изменениям.

Когда американское правительство опубликовало доклад о том, что изменения климата на планете будут стоить США сотни миллиардов долларов ежегодно, а также вызовут массу проблем со здоровьем населения, которые тоже потребуют больших затрат, президент Дональд Трамп заявил, что «не верит этому бреду ученых».

Пока неясно, в каком виде наступят эти климатические изменения. Но лед продолжает таять, и глобальные игроки ведут гонку со временем и друг с другом, пытаясь эксплуатировать Арктику. Поэтому стратегическая важность этого региона будет только возрастать. А исход гонки будет иметь далеко идущие последствия не только для Арктики, но и для регионов, находящихся намного южнее Полярного круга, пишет Politico.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter