Posted 11 сентября 2011,, 20:00

Published 11 сентября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:17

Updated 8 марта, 06:17

Петля Медведева

11 сентября 2011, 20:00
Вчера Дмитрий Медведев дал поручение правительству разработать меры по внесудебному закрытию авиакомпаний, не обеспечивающих безопасность полетов, повышению штрафов за нарушение правил подготовки экипажей. Президент также потребовал наладить субсидирование лизинга современной авиатехники. Одновременно он дал оценку рос

Перечень поручений был утвержден по итогам прошедшего 8 сентября совещания, посвященного расследованию крушения самолета Як-42 в Ярославской области. Сразу после трагедии президент Медведев заявил, что в РФ надо сократить число авиакомпаний, чтобы повысить безопасность полетов. В Минтрансе, комментируя это распоряжение, заявили, что еще не знают, сколько компаний надо закрыть. Вслед за этим глава государства дал еще ряд поручений: от требования оборудовать в кратчайший срок гражданские воздушные суда аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ до выделения субсидий на лизинг авиатехники. Поскольку на рынке авиализинга девять из десяти сделок сейчас заключается с участием иностранных компаний, наш авиапром переполошился не на шутку.

Президент Фонда развития гражданской авиации, бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный летчик Олег Смирнов сообщил «НИ» по этому поводу: «То, что сейчас предлагается, на словах звучит правильно, но на деле окончательно загонит в могилу отечественное авиастроение, остающееся пока одним из немногих инновационных направлений экономики страны. Одним лишь ограничением числа компаний, снятием с эксплуатации вполне надежных машин безопасность полетов не повысить». По словам специалиста, слабое звено российской авиации не машины, модернизация которых при надлежащем финансировании обеспечит уровень безопасности, соответствующий стандартам ИКАО, а «организация летной работы, подготовка экипажей, хроническое пренебрежение проблемами авиационной отрасли со стороны государства». Действительно, поставить на крыло отрасль, которая скатилась до выпуска семи новых крылатых машин в год (против 200 у «Боинга» и «Эрбаса») одними запретами и репрессиями против авиаперевозчиков едва ли удастся.

Что касается посланного Дмитрием Медведевым сигнала о переходе на иностранную технику, то, по оценке г-на Смирнова, для того, чтобы в ближайшие годы полностью сменить весь парк самолетов советской разработки, потребуется не менее 3 млрд. долларов. «Мы не настолько богатая страна, чтобы позволить себе это», – сообщил эксперт. По его мнению, решением проблемы могла бы стать модернизация вполне надежных лайнеров Ту-134 и Як-42, которые после аварий в Ярославле и Петрозаводске «оказались в опале». Мелкие авиакомпании самостоятельно не в состоянии потянуть модернизационные программы, предпочитая брать иностранный «секонд хенд» на лизинговом рынке, в связи с чем встает вопрос о финансировании лизинга из госбюджета. Но чиновникам, убежден г-н Смирнов, куда легче просто «прихлопнуть» авиаперевозчика, чем реально выделить средства на решение проблем.

Как будут закрывать «опасные» компании, пока не ясно. Например, в Росавиации разработан проект, согласно которому регулярные перевозки со следующего года будут запрещены авиакомпаниям, имеющим меньше 20 однотипных самолетов. По оценкам экспертов, на сегодняшний день таким требованиям отвечает не более 10% отечественных авиаперевозчиков, коих сейчас полторы сотни. Многие из них эксплуатируют самолеты в единичных экземплярах, заточенные под перевозки в конкретные регионы страны, как правило, труднодоступные – на Крайнем Севере, Дальнем Востоке.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина сообщила «НИ»: «Если решение о сокращении числа авиакомпаний будет реализовано, резко усложнится транспортная доступность отдаленных территорий России, куда большим перевозчикам летать неинтересно. Разумеется, это отрицательно скажется и на турпотоках». Также одним из возможных последствий г-жа Тюрина называет рост цен на авиабилеты из-за снижения конкуренции на рынке авиаперевозок. По оценке эксперта, такой огромной стране, как Россия, необходимо много авиакомпаний, но все они должны быть обеспечены качественной современной техникой.

"