Posted 11 сентября 2011,, 20:00
Published 11 сентября 2011,, 20:00
Modified 8 марта, 06:17
Updated 8 марта, 06:17
Перечень поручений был утвержден по итогам прошедшего 8 сентября совещания, посвященного расследованию крушения самолета Як-42 в Ярославской области. Сразу после трагедии президент Медведев заявил, что в РФ надо сократить число авиакомпаний, чтобы повысить безопасность полетов. В Минтрансе, комментируя это распоряжение, заявили, что еще не знают, сколько компаний надо закрыть. Вслед за этим глава государства дал еще ряд поручений: от требования оборудовать в кратчайший срок гражданские воздушные суда аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ до выделения субсидий на лизинг авиатехники. Поскольку на рынке авиализинга девять из десяти сделок сейчас заключается с участием иностранных компаний, наш авиапром переполошился не на шутку.
Президент Фонда развития гражданской авиации, бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный летчик Олег Смирнов сообщил «НИ» по этому поводу: «То, что сейчас предлагается, на словах звучит правильно, но на деле окончательно загонит в могилу отечественное авиастроение, остающееся пока одним из немногих инновационных направлений экономики страны. Одним лишь ограничением числа компаний, снятием с эксплуатации вполне надежных машин безопасность полетов не повысить». По словам специалиста, слабое звено российской авиации не машины, модернизация которых при надлежащем финансировании обеспечит уровень безопасности, соответствующий стандартам ИКАО, а «организация летной работы, подготовка экипажей, хроническое пренебрежение проблемами авиационной отрасли со стороны государства». Действительно, поставить на крыло отрасль, которая скатилась до выпуска семи новых крылатых машин в год (против 200 у «Боинга» и «Эрбаса») одними запретами и репрессиями против авиаперевозчиков едва ли удастся.
Что касается посланного Дмитрием Медведевым сигнала о переходе на иностранную технику, то, по оценке г-на Смирнова, для того, чтобы в ближайшие годы полностью сменить весь парк самолетов советской разработки, потребуется не менее 3 млрд. долларов. «Мы не настолько богатая страна, чтобы позволить себе это», – сообщил эксперт. По его мнению, решением проблемы могла бы стать модернизация вполне надежных лайнеров Ту-134 и Як-42, которые после аварий в Ярославле и Петрозаводске «оказались в опале». Мелкие авиакомпании самостоятельно не в состоянии потянуть модернизационные программы, предпочитая брать иностранный «секонд хенд» на лизинговом рынке, в связи с чем встает вопрос о финансировании лизинга из госбюджета. Но чиновникам, убежден г-н Смирнов, куда легче просто «прихлопнуть» авиаперевозчика, чем реально выделить средства на решение проблем.
Как будут закрывать «опасные» компании, пока не ясно. Например, в Росавиации разработан проект, согласно которому регулярные перевозки со следующего года будут запрещены авиакомпаниям, имеющим меньше 20 однотипных самолетов. По оценкам экспертов, на сегодняшний день таким требованиям отвечает не более 10% отечественных авиаперевозчиков, коих сейчас полторы сотни. Многие из них эксплуатируют самолеты в единичных экземплярах, заточенные под перевозки в конкретные регионы страны, как правило, труднодоступные – на Крайнем Севере, Дальнем Востоке.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина сообщила «НИ»: «Если решение о сокращении числа авиакомпаний будет реализовано, резко усложнится транспортная доступность отдаленных территорий России, куда большим перевозчикам летать неинтересно. Разумеется, это отрицательно скажется и на турпотоках». Также одним из возможных последствий г-жа Тюрина называет рост цен на авиабилеты из-за снижения конкуренции на рынке авиаперевозок. По оценке эксперта, такой огромной стране, как Россия, необходимо много авиакомпаний, но все они должны быть обеспечены качественной современной техникой.