Posted 11 августа 2004,, 20:00

Published 11 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Сколько стоит «классный чин»?

Сколько стоит «классный чин»?

11 августа 2004, 20:00
Вчера президент России Владимир Путин подписал закон «О государственной гражданской службе РФ». Закон закрепляет за чиновниками права и обязанности, вводит систему оплаты их труда. А сегодня правительство на своем заседании должно установить показатели эффективности работы российских бюрократов.

Принятый Госдумой 7 июля и без проволочек одобренный Советом Федерации закон «О государственной гражданской службе», наконец, дождался своего звездного часа – он подписан президентом России. Этот документ имеет непростую судьбу. В апреле 2003 года экс-премьер Михаил Касьянов отправил его на доработку. Однако с тех пор, по утверждениям источников «Новых Известий» в аппарате правительства, закон не претерпел весомых изменений. Он просто «дожидался нужного для его официального принятия этапа административной реформы».

В законе немало новшеств. Так, впервые предусматривается заключение служебного контракта с чиновниками. Намечен переход от льготного медицинского обеспечения госслужащих к медицинскому страхованию и накопительному принципу формирования пенсии за выслугу лет.

Также впервые у чиновников будет полная ясность в вопросе, кто из них кто. Закон вводит четыре категории должностей: руководитель, помощник (советник), специалист и обеспечивающий специалист. А сами должности государственной гражданской службы в свою очередь подразделяются на пять групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Закон вводит и классные чины, по мнению экспертов, напоминающие петровскую табель о рангах.

Интересна сама процедура подбора кадров на государственные посты. С одной стороны, чтобы стать министерским клерком, нужно пройти конкурсный отбор с привлечением экспертов. Но другая позиция закона по сути сводит эту новацию на нет. Без конкурса предлагается заполнять вакантные должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется напрямую президентом или правительством.

Новизна закона заключается еще и в том, что впервые предусматривается возможность установления по отдельным должностям особых условий оплаты труда. Ежемесячная надбавка к окладу за особые условия гражданской службы будет составлять до 200% зарплаты, а надбавка за выслугу лет при стаже от 1 до 5 лет – 10%, от 5 до 10 лет – 15%, от 10 до 15 лет – 20% и свыше 15 лет – 30%.

Размеры же должностных окладов и окладов за классный чин устанавливаются президентом по представлению правительства.

Комментируя «НИ» новшества в жизни российской бюрократии, независимый депутат Владимир Рыжков заявил: «Здесь не нужно искать логику, потому что все назначения и определение денежного довольствия конкретного чиновника отдаются на откуп одному лицу – президенту. Это императорская модель, когда законодатель дистанцируется от наблюдения за работой государственной машины, зная, что вмешательство в этот механизм бесперспективно и опасно». А член политсовета «Союза правых сил» по законодательным вопросам Борис Надеждин заявил «НИ»: «Можно говорить о формировании в России отдельной, независимой касты бюрократов, наделенной различными льготами, бонусами и привилегиями. Оплачивать и назначать станут не по уму, а по близости к начальнику и количеству лет, просиженных отдельным индивидом в чиновничьем кресле».

Отметим, однако, что принятием закона «О государственной гражданской службе» производство чиновников нового «качества» в России только начинается. Парламентариям еще предстоит одобрить законы «О государственной военной службе» и «О государственной службе в правоохранительных органах». Оба документа пока находятся на доработке у помощника президента Виктора Иванова. Напомним, он возглавил законопроектную группу недавно созданной президентом Комиссии по совершенствованию государственного управления. По мнению г-на Надеждина, «в двух еще не принятых «военных» законах будут скопированы принципы подписанного президентом «гражданского». «Для реформаторов нет разницы, под кого они рисуют госслужбу – под человека в мундире или в деловом костюме. Главное, чтобы все чиновники действовали по одним критериям эффективности. Следует учитывать, что г-н Иванов – силовик, близкий к президенту, который попытается «причесать» весь законодательный пласт так, как это выгодно власти», – резюмировал г-н Надеждин.

Между тем уже сегодня правительство приступит к обсуждению, пожалуй, самой неоднозначной части административной реформы. В Белом доме должны установить показатели эффективности работы исполнительной власти. «На основе этих показателей должна быть выработана стратегия работы каждого министерства, – отметил премьер-министр Михаил Фрадков. – Идет поиск нового качества. Это сложная работа. Творческая». И хотя судьбоносное заседание кабинета министров сегодня проведет вице-премьер Александр Жуков, г-н Фрадков будет лично наблюдать за его ходом из Сочи, где проводит свой отпуск.

Независимые эксперты, правда, оценивают результативность министерских размышлений скептически. «Начать следует с того, чтобы определить, какой «продукт» правительство рассчитывает получить от ведомств на выходе, – отметил депутат Рыжков. – Если вся эффективность госслужбы ограничится перекладыванием папок из одной стопки в другую, то такая реформа нам не нужна». А полномочный представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский дал происходящему предельно осторожную и взвешенную оценку. «В рамках реформы уже принято около 80% сложных и глобальных решений, – заявил «НИ» г-н Барщевский. – Поэтому важно закончить работу конструктивно и без суеты». Кроме того, г-н Барщевский подчеркнул, что он очень удивится, если через полгода и даже через год реформу объявят полностью завершенной. В прошедших этот путь странах эффективность аналогичных реформ проверялась десятилетиями.



КАК ОЦЕНИВАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЧИНОВНИКОВ В МИРЕ

США
В 1993 году, в самом начале управленческой реформы, был принят и подписан закон «Об эффективности и результатах работы правительства». Закон требует от ведомств ориентироваться при оценке результатов деятельности на выполнение программ и стратегических планов. Эта информация учитывается при выделении бюджетных и ресурсных ассигнований, чтобы точнее определить затраты на достижение поставленных целей.

АВСТРАЛИЯ
В 1999–2000 гг. произошел окончательный переход к тесной увязке финансирования и результатов работы чиновников. Тогда при подготовке бюджета впервые за основу были взяты результаты деятельности ведомств по реализации программ и использованы принципы оценки по методу начисления. Он предполагает, что при планировании, оценке эффективности и подготовке отчетности за основу принимается «отдача» – итоги и результаты деятельности ведомств в стоимостных характеристиках.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
В Великобритании реформа госслужбы привела к созданию системы управления, основанной на результатах деятельности ведомств. Ее действенность обеспечивают соглашения о государственных услугах (СГУ), которые заключаются между министрами и казначейством. Каждое соглашение основывается на трехгодичном ассигновании средств и определяет политические результаты и цели, которых стремится достичь ведомство.

НИДЕРЛАНДЫ
В Нидерландах в процессе реформы госслужбы удалось добиться почти полного перехода государственного сектора на систему финансирования на основе производительности. Оценка эффективности деятельности подразделений госорганов основана на соотношении услуг/продуктов, которые они предоставляют/производят, и издержек, которые они несут при этом.

По материалам программы Европейского союза «Административная реформа в РФ»

"