Posted 11 июля 2006,, 20:00

Published 11 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:05

Updated 8 марта, 09:05

Большой перелом

11 июля 2006, 20:00
На прошлой неделе представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов представил в Нарьян-Маре в качестве временно исполняющего обязанности главы администрации Ненецкого автономного округа Валерия Потапенко. При этом полпред сформулировал для него главную задачу: «переломить ситуацию в развит

В конце мая впервые в российской истории был взят под стражу действующий губернатор – глава Ненецкого автономного округа Алексей Баринов. Повод для задержания, возбуждения уголовного дела и последующего ареста нашли в далеком 2000 году, когда тот руководил компанией «Архангельскгеолдобыча». Однако уголовное дело в отношении Баринова закрыли в том же году из-за отсутствия состава преступления. В связи с этим до сих остается актуальным вопрос о том, с чьей подачи и зачем с этого была сдута пыль времен.

По одной из версий, которую можно считать основной, причина неприятностей Алексея Баринова кроется в конфликте с представителями могущественных нефтяных структур, в том числе иностранных. Дело в том, что на посту губернатора Баринов жестко требовал соблюдать законы Российской Федерации на вверенной ему территории. Именно это, по его убеждению, позволило бы округу совершить серьезный социально-экономический рывок, а всему Северо-Западу страны – заметно улучшить базовые показатели. Требования губернатора касались, прежде всего, уплаты налогов и использования компаниями прозрачных финансовых схем. В связи с этим достаточно любопытным кажется признание, сделанное им в одном из интервью: «На моей памяти всегда шла борьба вокруг выплаты дивидендов со стороны Conoco Philips. Пока я работал в «Архангельскгеолдобыче», они эти деньги платили. Как только ушел – перестали. И фамилии, и адреса, думаю, я уже начну называть». По мнению опального губернатора, «раздувая вокруг моего имени криминальный скандал, кто-то явно пытается решить свои частные задачи, прикрываясь именем государства».

Что означают слова теперь уже бывшего губернатора, сказать сейчас сложно, хотя, если проанализировать складывающуюся на тот момент ситуацию в округе и вокруг округа, сделать определенные предположения все же можно.

В течение марта – апреля этого года Алексей Баринов пытался встретиться с президентом России, чтобы рассказать ему о происходящем в регионе, поделиться с главой государства планами относительно развития округа. Неоднократно он писал на имя Владимира Путина служебные записки. Несколько раз губернатор приезжал в администрацию президента, пытаясь все же попасть на прием к главе государства. Вместо этого он получил ответ полпреда президента о нецелесообразности такой встречи. В общем-то иной реакции и быть не могло. Дело в том, что сам Илья Клебанов особо не пекся о благополучии НАО. Это заметно хотя бы потому, что в ответ на приглашение Баринова посетить Ненецкий автономный округ полпред отреагировал довольно странно: мол, для него этот регион не представляет интереса. И сдержал свое слово: за время нахождения Баринова на губернаторском посту он ни разу не появился в округе. Но, как выяснилось позднее, равнодушие Клебанова к округу, входящему в сферу его ответственности, не носит принципиального характера. После ареста Баринова он успел побывать в Нарьян-Маре дважды.

Правда, определенные особенности в поведении Ильи Клебанова отмечались и раньше. Стоит вспомнить, что на губернаторских выборах он открыто поддерживал кандидатуру тогдашнего генерального директора российско-американской нефтяной компании «Полярное сияние» (акционеры – «Роснефть» и Conoco Phillips) Александра Шмакова. Несмотря на то, что, во-первых, полпред в силу своей высокой должности обязан был демонстрировать равноудаленность, а во-вторых, его выдвиженец не вошел даже в тройку самых популярных кандидатов. Впрочем, ставку на Шмакова делала, похоже, и компания Conoco. Поэтому все это выглядело как своеобразное сращивание частных интересов под эгидой официальных представителей государства.

В каком ключе будет развиваться ситуация в НАО, когда нейтрализован главный «возмутитель спокойствия», догадаться, похоже, несложно. Скорее всего, в этом регионе все же реализуются агрессивные амбиции американских нефтяников. Тем более что здесь есть за что бороться. По очень приблизительным оценкам, извлекаемые запасы нефти составляют не менее 1 млрд. тонн. В более же отдаленной перспективе речь может идти уже о более масштабных планах, например, взятия под контроль Северного морского пути. Это, как говорится, на одной чаше весов. А на другой наверняка окажутся довольные и «потяжелевшие» во всех отношениях федеральные чиновники, избавившиеся наконец-то от строптивого губернатора. Что же касается государства, по которому бьет, причем довольно сильно, это скандальное дело, то оно, похоже, не в счет. Главное – удовлетворение личных интересов.

"