Posted 11 мая 2009,, 20:00

Published 11 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:37

Updated 8 марта, 07:37

Долговое клеймо

11 мая 2009, 20:00
В России может появиться единая база по автомобилям, купленным в кредит и находящимся в залоге у банка. С соответствующей инициативой выступили депутаты Госдумы. Предлагается ставить особую отметку о залоге в карточку учета транспортного средства, в свидетельство о регистрации машины и даже в техпаспорт. По мнению разр

Базу предлагается создать вместе с ГИБДД. Тогда Госавтоинспекция не просто будет регистрировать новый автомобиль, а еще и вносить его в единый реестр как предмет залога. Банковские структуры предлагают ставить особую отметку в карточку учета транспортного средства, в свидетельство о регистрации машины и даже в техпаспорт. Один из инициаторов нововведений – председатель правления Ассоциации региональных банков России, депутат Госдумы Анатолий Аксаков. Он считает, что таким образом удастся упорядочить рынок автокредитования. «Это поможет снизить риски финансовых организаций и соответственно процент по автокредитам», – утверждает народный избранник.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверен, что на деле это обернется очередными трудностями для автовладельцев. «Никаких особых проблем с тем, что машину покупают в кредит, не было, – сказал «НИ» г-н Похмелкин. – Зачем еще одна дополнительная, обременительная обязанность для человека?» По замыслу авторов законопроекта, обязанность получить нужные отметки в документы ляжет именно на автовладельца. То есть ему придется отстоять очередь в ГИБДД, чтобы зарегистрировать залоговый автомобиль. А главное – процедуру «стояния» необходимо будет повторить, чтобы снять «клеймо» после выплаты кредита. При этом в случае если в ГИБДД забудут снять отметку о залоге, человек не сможет продать машину, так что заботиться обо всем должен сам ее хозяин. Кроме того, эта процедура будет платная. «Зачем куда-то ездить отмечаться? Кредитные отношения у нас достаточно урегулированы, банк в такие клещи берет автовладельца, что никаких дополнительных гарантий, мне кажется, здесь не нужно», – уверен г-н Похмелкин.

Вместе с тем авторы инициативы полагают, что с помощью этих мер будет легче вычислить мошенников и бороться с теми, кто перепродает автомобили, купленные в кредит.

Как пояснил «НИ» член координационного совета, лидер московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, машины, купленные в кредит, нередко продают по доверенности, и в итоге получается путаница: люди, которые их покупают, не владеют информацией о том, что авто приобретено взаймы. «Нет единой базы данных, и негде получить такую информацию, – рассказал г-н Канаев. – Сейчас предлагают, чтобы при постановке автомобилей на учет после покупки в кредит появилась отметка о том, что он находится в кредитном залоге. Если вы попытаетесь продать этот автомобиль, то без согласия банка сделать это будет уже нельзя».

Виктор Похмелкин возражает: и сейчас по гражданскому законодательству без согласия банка продать такой автомобиль нельзя, это так называемый перевод долга, который осуществляется только с согласия кредитора. «Если такое согласие не получено, то договор признается недействительным, – поясняет эксперт. – Сегодня вполне достаточно тех норм, которые существуют в нашем законодательстве для защиты интересов третьих лиц. Скорее всего, этот законопроект предложен в интересах банков, а совсем не третьих лиц».

Кроме того, можно ожидать попадания кредитной базы данных на пиратский рынок, как это обычно происходит с другими подобными едиными носителями информации. А это для автовладельца, еще не расплатившегося за купленную машину, – новые проблемы.

"