Posted 11 мая 2004,, 20:00

Published 11 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Асламбек Аслаханов

Асламбек Аслаханов

11 мая 2004, 20:00
Советник президента РФ по проблемам Северо-Кавказского региона Асламбек АСЛАХАНОВ прокомментировал «НИ» ситуацию, сложившуюся в Чечне после гибели Ахмата Кадырова.

– Вы только что вернулись с похорон Ахмата Кадырова. Что происходит сейчас в Чечне?

– Никакой паники в республике нет. Есть чувство гнева людей. И срабатывает чеченский менталитет – люди начинают сплачиваться, объединяться. Они возмущены: только нелюди могут совершать такие преступления. Террористы хотели посеять хаос и панику в республике. Там, где я был, я увидел, что они этой цели не добились.

– После этих трагических событий во главе такого непростого региона оказались два, в общем-то, молодых человека – глава правительства, и.о. президента ЧР Сергей Абрамов и первый заместитель премьер-министра Рамзан Кадыров. Справятся ли они с такой сложной задачей?

– Я думаю, что им самим справиться будет крайне сложно. Но есть федеральный центр, который бережно относится к позитивным изменениям, происходящим в республике. Есть мудрые люди в самой Чеченской Республике – они плохому не научат. Есть два члена Совета Федерации от Чечни, есть два депутата Государственной думы. Есть советник президента, выходец из Чечни, то бишь я. К тому же я занимаюсь югом России. Кроме того, есть федеральный округ, кровно заинтересованный в такой помощи. Никто не будет требовать от них того, чтобы они вдвоем пытались решить ворох огромных проблем, которые существуют сейчас в Чечне.

– Сегодня глава избиркома республики объявил, что выборы президента Чечни состоятся не позднее 5 сентября. Фактически предвыборная гонка уже началась. Кто, по вашему мнению, будет в ней участвовать?

– Когда в Чечне объявлены три дня траура, обсуждать, кто с кем пойдет на выборы, честно говоря, даже как-то неприлично. Хотя некоторые звонки уже раздавались. Я их очень серьезно осудил: «Бога побойтесь, что же вы начинаете в такой момент про выборы!» Есть очень торопливые люди. Но основные кандидаты, конечно, известны. Это, наверное, будут прежде всего те, кто шел на прошлые выборы. Но тогда был политический тяжеловес – Ахмат Кадыров. Сейчас кандидатов будет значительно больше. Когда человек считает, что у него есть силы на борьбу, что он может что-то сделать для республики, я думаю, это хорошо.

– Многие сейчас рассматривают кандидатуру Рамзана Кадырова как возможного преемника отца на посту президента.

– Я не знаю, кто ее рассматривает. Я вообще думаю, что нигде никакие кандидатуры не рассматриваются. Сейчас не до этого. Может быть, в кабинетах каких-то или в ресторане кто-то и обсуждает кандидатуры. По крайней мере в моем окружении, среди тех, кого я знаю, в том числе и в Кремле, никто никакие кандидатуры не рассматривает.

– Возможно ли в нынешней ситуации введение прямого президентского правления в Чечне?

– Прямое президентское правление нужно было вводить раньше – года четыре-пять назад. Причем с полным подчинением всех вертикалей власти в Чечне, и военных, и гражданских. Нужен был человек с огромным авторитетом и полномочиями, не связанный с войной, чтобы он наводил в республике порядок. Сейчас, я думаю, это делать поздно. Это получится отступлением от уже достигнутого. Как будто мы сдались, признали, что ничего у нас не получилось.

– Вы присутствовали на совещании у Владимира Путина, которое он провел сразу по возвращении из Чечни. О чем говорил президент?

– Я скажу не как его советник. Президент поехал по конкретному делу и многое заметил, на совещании он сделал много конкретных предложений. Это говорит о многом. Президента всегда волновала проблема Чечни, он уделял ей особенное внимание. И я очень рад, что он принял решение вместе с представителями различных министерств и ведомств, часть из которых должна заниматься социально-экономической сферой Чечни, выехать в республику. Пусть они собственными глазами посмотрят, что там происходит. Нынешняя система социального восстановления Чечни крайне неэффективна. Может, после этого наступят изменения, которых ждут люди в республике и о которых я искренне мечтаю.

"