Posted 11 марта 2015,, 21:00

Published 11 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

Крымское настроение

Крымское настроение

11 марта 2015, 21:00
Вчера на Крымском полуострове началось празднование первой годовщины присоединения к России. Торжества растянутся на неделю. Тем временем правозащитники заявляют: праздник проходят на фоне тревожности. Уровень беспокойства жителей увеличивается из-за грядущей призывной кампании, стремительного роста цен и подавления ин

О том, что в новом российском регионе распространяются тревожные настроения, сообщила правозащитная организация «Крымская полевая миссия по правам человека». В начале текущей недели на площадке дискуссионного клуба «Открытое пространство» в Санкт-Петербурге представители организации рассказали о многочисленных нарушениях прав граждан в Республике Крым и Севастополе. Это связано, по их данным, как с переходным периодом (законы РФ не окончательно установились на полуострове), так и с действиями региональных властей. Одно из главных нарушений – сложность в отстаивании крымчанами своих интересов. Многие из них не имеют возможности «добиться правды» в органах власти и судах, поскольку попадают в нетривиальные ситуации, которые не предусмотрены международными конвенциями. А из-за активного противодействия властей малейшему проявлению «инакомыслия» люди опасаются даже лишнее слово произнести, чтобы не потерять рабочее место.

Тревожатся крымчане и в связи с призывной кампанией, которая стартует 1 апреля. «Во многих СМИ сообщают, что молодежь очень хочет служить. Но ведь хотят далеко не все», – отмечают представители миссии. «Хотят действительно не все, – подтвердила «НИ» жительница Симферополя Алла Полтавская. – Отдавая в марте прошлого года свой голос за вхождение Крыма в состав России, я не думала об армии. А ведь российская армия, в отличие от украинской, не контрактная. А у меня двое сыновей-подростков. Будем отказываться от гражданства РФ».

«Перед референдумом нам сообщали, что если полуостров не войдет в Россию – Крым покроется базами НАТО, а новые украинские власти буквально затравят крымских русских. Мы испугались и проголосовали за вхождение, – рассказала «НИ» жительница Севастополя Ольга Коломойцева. – После референдума нам говорили, что, если бы не Россия, у нас повторился бы Донбасс. Поверили. Но жизнь ухудшилась. Выбраться из Крыма – проблема из проблем, цены повышаются, а количество продуктов в магазинах, напротив, уменьшается. Со светом и водой – почти катастрофа. А выказывать свое мнение о происходящем и вправду небезопасно. Запросто можно вылететь с рабочего места».

«Да, высказывать мнение небезопасно, – подтвердила «НИ» представитель «Крымской полевой миссии» Виктория Хромова. – В 2013 году, в украинский период, на полуострове проходило большое количество протестных акций против действий чиновников. Теперь – почти ни одной. Задерживают даже одиночных пикетчиков. Глядя на это, остальные граждане понимают: высовываться себе дороже. Еще одно наиболее вопиющее нарушение прав крымчан – ситуация с выдачей российских паспортов. Большому числу жителей приходится доказывать, что в феврале-марте 2014 года они жили здесь. В Украине отсутствует система постоянной регистрации, поэтому в украинских паспортах многих крымчан осталась прописка с прежнего места проживания – харьковская, донецкая… Конечно, это вызывает у людей тревогу».

Руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский убежден, что федеральная власть имеет возможность решить большую часть проблем населения нового региона. «Надо поручить профильным специалистам изучение ситуации с выдачей паспортов и с другими нарушениями прав крымчан, – заявил ученый «НИ». – То же с повышением цен. Выяснить причины, по которым они растут быстрее, чем в других регионах, и устранить их. Что касается армии, то отсрочку от призыва молодому населению этих субъектов следовало предоставить не на год, а на более длительный период времени».

Солидарен с позицией ученого и зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей Валерий Рашкин. «Крыму необходимо оказать поддержку в экстренном режиме, – высказал свое мнение «НИ» парламентарий. – Этот регион фактически находится в блокаде, к тому же в нем не завершился переходный период».

"