Posted 11 марта 2004,, 21:00

Published 11 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

«Маски-шоу» запретят законом

«Маски-шоу» запретят законом

11 марта 2004, 21:00
Изъятие документов, блокирование банковских счетов и остановка производства – все это за последние несколько лет стало привычным способом борьбы государства с неугодными коммерческими структурами. При этом закрыть частную компанию имеют право десять контрольных инстанций, начиная с МВД и заканчивая СЭС. На днях Минэкон

Открытие собственного дела в России до сих пор остается мероприятием крайне трудным и рискованным. Владельцам компании приходится не только «выкупать» право на ведение собственного дела при помощи взяток, но и защищать свой бизнес от криминала, а подчас и от злоупотреблений со стороны государственных структур. Понятно, что в подобной ситуации приостановка деятельности «выстраданного» предприятия становится настоящей трагедией и для владельцев бизнеса, и для работников. Обоснований же для закрытия производства можно найти сколько угодно, стоит только захотеть. На днях первый замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов признал, что «в законодательстве существуют десятки норм, позволяющих закрыть предприятие «без суда и следствия». Инициаторами приостановки деятельности компании, по его словам, могут выступить и санэпидстанция, и милиция. Только по странному стечению обстоятельств в 9 случаях из 10 жалобы СЭС или МВД являются лишь предлогом для принятия карательных мер, а истинные причины закрытия предприятий не имеют ничего общего с защитой здоровья, жизни и безопасности людей».

Кроме СЭС и МВД, сегодня наведаться с проверками на предприятие имеют право налоговая, пожарная, административно-техническая, экологическая инспекции, соцстрах, Госстандарт, а также органы, ведающие выдачей лицензий и сертификатов. И хотя вот уже три года закон запрещает проверяющим инстанциям проводить более двух плановых проверок в год, количество внеплановых ревизий по-прежнему остается неограниченным. Налоговое ведомство, к примеру, в прошлом году более чем вдвое увеличило количество выездных и документальных проверок. На их языке это называется «усилением налогового администрирования». Следовать этой практике ведомство намерено и в дальнейшем, признавая такой способ единственно возможным для «отлова» нерадивых налогоплательщиков.

Рэкет со стороны чиновников стал для предприятий в последние годы более страшной угрозой, чем прямые «наезды» со стороны криминальных структур. По данным Центра экономических и финансовых исследований и разработок, в 2002 году 23% предприятий стали жертвой прямого нарушения закона со стороны органов противопожарной безопасности, 17% – со стороны органов санэпиднадзора. Разумеется, далеко не всегда речь идет о наличии злого умысла со стороны проверяющих структур. Но даже в тех случаях, когда «контролеры» просто ошиблись, восстановить справедливость не удалось. «Все помнят о фактах ошибочных решений проверяющих органов. Некий молокозавод, остановленный на месяц санэпидстанцией, которой померещилась дизентерийная палочка в молоке, возмещения убытков так и не добился. Госстандарт имеет право на основании мизерного несоответствия этикетки на упаковке туалетной бумаги утвержденным стандартам опломбировать весь склад. На то, чтобы добиться снятия этого решения, потребуются месяцы. Ходатайствовали в суд о возмещении убытков многие, но ни разу суд не принял решение в пользу предприятия. В крайнем случае оштрафуют инспектора»,–так прокомментировал «Новым Известиям» сложившуюся ситуацию директор группы крупных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Борисенко.

Было бы странно, если бы российские предприниматели не пытались «свергнуть» подобный порядок. И, по-видимому, их усилия не пропали даром: Андрей Шаронов пообещал, что очень скоро ситуация изменится к лучшему. МЭРТ, по его словам, передаст на рассмотрение в правительство новые законопроекты. Если они будут приняты, право приостанавливать деятельность предприятий останется только за судами: любая другая контролирующая инстанция, будь то Госстандарт или Санэпиднадзор, должна будет обратиться к «третьей власти» с запросом и ожидать ее решения. Правда, как пояснили «Новым Известиям» в Минэкономразвития, дабы не создавать новой бумажной волокиты, параллельно нужно выстроить новую судебную систему, рассматривающую такие дела в срочном порядке.

По мнению независимых экспертов, приостановление практики внесудебного закрытия предприятий, если и не избавит компании полностью от произвола чиновников, то по крайней мере поставит на пути внесудебных расправ еще один фильтр. «Будет надеяться, что совсем уж злостных нарушений со стороны проверяющих больше не будет», – считает Юрий Борисенко. А по словам старшего менеджера консалтинговой фирмы Energy Consulting Константина Павловича, «лишение проверяющих органов инициативы по закрытию предприятий создаст дополнительный фильтр против коррупции и даст возможность урегулировать дело в досудебном порядке. С другой стороны, как подчеркивает эксперт, при желании найти нарушения можно на любом предприятии. «Редко случается, что деятельность какой-либо компании полностью соответствует всем предписанным нормам. Поэтому задача в том, чтобы отбить желание у проверяющих во что бы то ни стало отыскать нарушения», – считает г-н Павлович. И, по словам экспертов, уже только поэтому стоит приветствовать инициативы Минэкономразвития: ведь в любом случае включение в процедуру закрытия предприятий судебной инстанции дает шанс на более справедливое разрешение конфликтных ситуаций. Если даже дело и залежится в суде, временная отсрочка при вынесении «приговора» все же даст возможность найти компромиссное решение. Не доводя дело до потрошения сейфов и до появления в дверях компании людей в масках и с автоматами в руках.



КАК В РОССИИ ПРОВЕРЯЮТ ПРЕДПРИЯТИЯ

По данным анкетирования предпринимателей, проведенного Центром экономических и финансовых исследований, в 2003 году значительно участились проверки со стороны органов внутренних дел. При этом в 2003 году доля незапланированных проверок предприятий органами МВД возросла с 60 % до 75 %, пожарной службы – с 33 % до 63 %, санэпидстанции – с 31 % до 56 %. Растет и стоимость «откупа» от проверяющих: доля штрафов, не основанных на официальной шкале, у МВД повысилась с 43 % до 73 %, у пожарной службы – с 25 % до 43 %.

"