Posted 11 февраля 2009,, 21:00

Published 11 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:38

Updated 8 марта, 07:38

Все в плюше

Все в плюше

11 февраля 2009, 21:00
В среду Дмитрий Медведев провел в Вологде заседание президиума Госсовета, на котором призвал гуманизировать систему исполнения наказания и чаще заменять заключение на альтернативные меры. Президент также посетил воспитательную колонию для несовершеннолетних. Подростки, осужденные за кражу и угон автомобилей, шили в его

Как признался накануне визита вологодский губернатор Вячеслав Позгалев, на всякий случай к приезду президента готовились все пенитенциарные учреждения области. В результате к взрослым преступникам главу государства не повезли, и повезло лишь воспитательной колонии для несовершеннолетних, где содержатся 134 осужденных в возрасте от 14 до 18 лет.

Дмитрий Медведев поочередно осмотрел школу, профессиональное училище, столовую и спортзал. В классе информатики один из мальчишек общался по видеосвязи с мамой из Вологды. «Не мешаю?» – поинтересовался у застывшего перед монитором подростка, президент. «Нет», – растерянно пробурчал молодой человек. «Удобно, качество связи приличное», – оценил глава государства, известный своим интересом к высоким технологиям. Потом внимание президента привлек подросток, пытавшийся извлечь звуки из электрического синтезатора. «Ты играть-то умеешь?» – поинтересовался Дмитрий Анатольевич. «Учусь», – честно признался мальчик и выдал довольно странную композицию.

Затем главу государства повели в производственный комплекс, где трудятся осужденные. Ребята делают мелкую металлическую и деревянную продукцию, например, миниатюрные печки-буржуйки, зарабатывая в день около 100 руб. Деньги переводятся на специальные счета подростков, на них они могут купить в местном магазине дополнительные продукты или средства гигиены. Заглянул президент и в спальные комнаты заключенных. На тумбочках рядом с кроватями разноцветные мягкие игрушки – котята, мишки, мышки. Многое подростки сшили сами. Заместитель начальника колонии Илья Громов рассказал, что один плюшевый мышонок собственного изготовления был подарен детьми Деду Морозу, а тот передал его Владимиру Путину, когда премьер приезжал в Великий Устюг.

Условия содержания заключенных президент оценил как «очень приличные». Илья Громов рассказал «НИ», что в колонии в основном отбывают наказание за кражи и угоны автомобилей, хотя есть и осужденные за тяжкие преступления – убийства и причинение серьезных телесных повреждений. За некоторые из преступлений средней тяжести президент предлагает применять альтернативные заключению меры наказания. Об этом он заявил на заседании президиума Госсовета. «Заключение можно было бы заменить такими мерами, как залог, домашний арест, штрафы по отдельным составам», – сказал Дмитрий Медведев.

«Плюшевая» обстановка детской колонии, похоже, не убедила президента, что все заключенные у нас шьют медвежат и бродят по Интернету. По крайней мере, он оценил ситуацию в системе исполнения наказаний, как «очень сложную». Фундаментальной причиной этого он назвал то, что в течение многих десятилетий работа уголовно-исполнительной системы у нас носила преимущественно репрессивный характер. Наша страна долгое время находилась на первом месте по количеству заключенных. И хотя за последнее время ситуация начала меняться в лучшую сторону (более, чем в 12 раз выросло финансирование отрасли, и снизилось количество заключенных – на начало этого года их около 850 тыс. человек), проблем от этого меньше не стало.

Во-первых, снижение числа заключенных произошло во многом за счет содержащихся в следственных изоляторах. «Контингент стал тяжелее, в два раза выросло число осужденных за тяжкие преступления, в разы увеличилось количество страдающих наркотической и алкогольной зависимостью», – сказал президент. Плачевное функционирование пенитенциарной системы, по его мнению, находится в прямой зависимости от недостаточно эффективной работы системы судебной. Порцию критики президент отпустил и в адрес комиссии по помилованию, которая в последнее время не отличается особой гуманностью. По мнению главы государства «недопустимы шероховатости», когда «то пачками людей» амнистируют, то «никого не выпускают».

"