Posted 11 февраля 2008,, 21:00

Published 11 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:06

Updated 8 марта, 08:06

Скандальный список

11 февраля 2008, 21:00
Вчера получил продолжение скандал, связанный с публикацией списка экстремистских материалов, большинство из которых оказалось исламской литературой. Публикация списка возмутила представителей мусульманской общественности. Адвокат из Ижевска Рустем Валиуллин обратился в Европейский суд по правам человека, а Совет муфтие

Списки экстремистских материалов составляет Росрегистрация, которая получает соответствующую информацию от своих территориальных подразделений и из судов. Это могут быть книги, брошюры, газетные статьи, фильмы и даже музыкальные диски. В декабре прошлого года в «Российской газете» вышел очередной список, и почти все материалы – это исламская литература. Так, туда попали «Основы ислама», «Программы по изучению шариатских наук» и другие книги. Они были признаны экстремистскими решением Бугурусланского городского суда Оренбургской области. После официальной публикации за распространение подобных материалов грозит уголовное наказание.

Публикация списка возмутила представителей мусульманской общественности. 14–15 февраля в Казани состоится выездное заседание Совета муфтиев России, где будет принято обращение по проблеме запрета исламской литературы. Сопредседатель Совета муфтиев России, верховный муфтий азиатской части России Нафигулла Аширов считает, что это «правовой абсурд» и более того, «умышленная провокация против мусульман». «Эта литература не является экстремистской, это богословская мусульманская литература», – рассказал г-н Аширов «НИ». Он обратил внимание на то, что в опубликованном списке нет выходных данных перечисленных материалов. «Например, просто написано «Основы ислама», а таких книг в разных интерпретациях, наверное, сотни авторов написали, – отмечает муфтий. – Сегодня мы не можем напечатать книгу «Основы ислама» о том, как людям молиться, какие молитвы читать. Это является сегодня преступлением!»

Адвокат из Ижевска (Удмуртская Республика) Рустем Валиуллин попытался оспорить решение городского суда, но ему было отказано в ходатайстве со ссылкой на то, что никто, кроме лиц, участвующих в деле, не имеет права знакомиться с материалами процесса. Кроме того, в Бугурусланском суде сочли, что податели ходатайства не доказали, что их права и свободы нарушены. «Я сам мусульманин, и меня это затрагивает», – пояснил «НИ» Рустем Валиуллин свое решение обратиться в суд. В свою очередь, Нафигулла Аширов полагает, что публикация подобного списка – это не мера по противодействию экстремизму, а, наоборот, «подпитка экстремизма среди мусульман». «Такое несправедливое отношение, к сожалению, способствует радикализации определенной части мусульманской молодежи», – говорит он.

Правозащитники считают, что публиковать такие списки надо. «Люди должны знать, что запрещено, хотя бы для того, чтобы самим не попасть под административную или уголовную ответственность по неведению, – говорит «НИ» заместитель директора информационно-аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова. – Другое дело, что запрещается непонятно что и непонятно как». Она отмечает, что последний список был составлен «неаккуратно». «Просто надо публиковать со всеми выходными данными, чтобы можно было идентифицировать материал», – полагает она. В «Российской газете», в свою очередь, «НИ» рассказали, что публикуют список в таком виде, в котором им присылает ФРС. «Мы ничего не правим, даже ошибки практически не исправляем, потому что какие-то вещи можно двояко понимать», – подчеркнули там.

"