Posted 11 января 2011,, 21:00

Published 11 января 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:31

Updated 8 марта, 06:31

Кодекс не писан

Кодекс не писан

11 января 2011, 21:00
Вчера открылась весенняя сессия Госдумы. Депутаты планируют рассмотреть около 550 законопроектов, сообщил спикер нижней палаты Борис Грызлов. Среди приоритетов – закон «О полиции» и ратификация СНВ. А вот кодексом этики, о котором так давно говорят сами парламентарии, пока связывать себя они, как выяснилось, не намерен

В конце прошлого года президиум Совета при президенте по противодействию коррупции одобрил проект типового кодекса служебного поведения государственных служащих. По словам главы президентской администрации Сергея Нарышкина, этот документ должен стать инструментом профилактики коррупции. Чиновник предположил, что принятый перечень правил поведения должен войти в трудовой договор, который работодатель заключает с государственным служащим. А нарушение этих норм станет поводом для рассмотрения вопроса об административных взысканиях вплоть до увольнения с работы. Распространяться этот свод правил будет как на федеральных, так и на муниципальных служащих.

Типовой кодекс для государственных служащих прописан очень подробно. В нем говорится, что чиновник должен проявлять корректность в отношении с гражданами, быть независимым от какого-либо влияния. Кроме того, он должен воздерживаться от публичных высказываний о деятельности государственных органов, если это не входит в его должностные обязанности. И не упоминать без лишней необходимости стоимость товаров и услуг в иностранной валюте, отдавая предпочтение рублю и проявляя, видимо, таким образом патриотизм.

Целая глава посвящена антикоррупционному поведению служащих. В частности, при назначении на должность им рекомендуется сообщать о наличии личной заинтересованности, которая может помешать исполнять обязанности и представлять сведения о доходах. Чиновникам запрещено получать подарки и денежные вознаграждения. Предусмотрено все до мелочей. Так, с легкой руки Владимира Путина, который покритиковал чиновников-курильщиков на одном из заседаний правительства, в кодексе появился пункт, согласно которому служащий должен воздерживаться от курения во время «служебных совещаний, бесед или общения с гражданами». При этом он должен «соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность».

Правда, никаких конкретных санкций за неисполнение правил кодекса не предусмотрено. Предполагается, что чиновник испугается морального осуждения на заседании соответствующей комиссии. Правда, документ все же отсылает к соответствующим федеральным законам, в которых предусмотрены меры юридической ответственности. А соблюдение правил предполагается учитывать при проведении аттестации, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также наложении дисциплинарных взысканий.

Стоит отметить, что федеральные чиновники далеко не первые, кто связывает себя правилами этики. Ранее подобные регламентирующие документы были приняты для служащих в некоторых регионах. Например, кодекс этики муниципальных служащих Нижнего Новгорода, носящий рекомендательный характер, предписывает чиновнику «быть вежливым, обязательным, учитывать опыт коллег», а также рекомендует носить соответствующий бейдж. В Саратове действует кодекс этики городской думы. В нем даже содержатся санкции. Например, местных законодателей могут лишить права выступать на заседаниях, потребовать от них извинений или даже направить материалы проверки в правоохранительные органы.

Собственными сводами правил поведения обзавелись также милиционеры, прокуроры, аудиторы, спортсмены. Интересный кодекс этики у сотрудников МВД. Он предписывает им «контролировать свое поведение, чувства и эмоции», а также «умение искренне радоваться успехам сослуживцев». Чтобы считаться идеальным стражем порядка, нужно во время исполнения служебных обязанностей воздерживаться от употребления алкогольных напитков и даже в нерабочее время – от участия в азартных играх. Правоохранителю также надлежит «быть примерным семьянином» и «воздерживаться от беспорядочных половых связей». Кроме того, следует избегать сомнительных связей с людьми, имеющими криминальное прошлое.

Кодекс прокурорских работников не так оригинален. Им традиционно рекомендуется воздерживаться от покровительства кому-либо, не принимать денежных вознаграждений и избегать личных и финансовых связей. Представительницам прекрасного пола, работающим в прокуратуре, предписано соблюдать «разумную достаточность в использовании косметики, ювелирных украшений». Меры воздействия на нарушителей также не слишком суровы, они включают в себя «устное замечание, предупреждение о неэтичности поведения и требования о публичном извинении».

Не остались в стороне от модных веяний и спортсмены. При активном участии президента Российского футбольного союза Сергея Фурсенко в прошлом году был подписан кодекс чести, который включает основные принципы честной игры и джентльменского отношения друг к другу всех участников спортивного процесса.

А вот в Госдуме с принятием этического кодекса пока не очень торопятся. Хотя разговоры о том, что необходимо отрегулировать не всегда благопристойное поведение народных избранников, ходят уже давно. Да и сами депутаты неоднократно вносили проекты регулирования собственной деятельности. Так, член думского комитета по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, представитель фракции КПРФ Валерий Рашкин рассказал «НИ», что очередную порцию предложений несколько месяцев назад депутаты отправили в комиссию по этике. Но пока никаких изменений не предвидится. «Все это свалили, и никаких результатов нет, – сообщил «НИ» депутат. – Исковеркали, как только можно». Г-н Рашкин пояснил, что предложения касались, в частности, наказания законодателей за прогулы. За многочисленные неоднократные непосещения Думы предлагалось лишать народных избранников премий, которые составляют до 30% оклада.

Все дело в том, что народные избранники в массе своей сомневаются в том, что такой кодекс им нужен. Г-н Рашкин замечает по этому поводу, что правила поведения для депутатов менее эффективны, чем для госслужащих. «От выполнения правил зависит дальнейшее продвижение чиновника, его переаттестация, – считает он. – У депутатов такой проблемы нет». Председатель комиссии по мандатным вопросам и этике, представитель «Единой России» Александр Гуров в свою очередь рассказал, что несколько месяцев назад обобщался и изучался зарубежный опыт парламентской деятельности, сравнивали, как голосуют депутаты, какие наказания за нарушения правил существуют в разных странах. Но, изучив опыт западных коллег, отечественные парламентарии решили, что им все это не нужно.

«Кодекс нам не нужен, – заявил «НИ» Александр Гуров. – У нас есть закон о статусе депутата, где все прописано «от и до». И о том, что такое хорошо, а что такое плохо, еще Маяковский писал. Элементарные вещи образованный человек знает, а необразованный человек сюда не приходит. Грубость пресекается, то, что матом ругаться нельзя, все знают. Есть нормы этические, они тоже прописаны в законах. Поэтому я не вижу смысла в кодексе».

Г-н Гуров также считает, что все наладилось и с посещением депутатами пленарных заседаний, а прогулы как таковые к этике никакого отношения не имеют. Это, по его словам, всего лишь вопрос дисциплины и организации труда. «Депутаты работают вне Трудового кодекса, они работают по другому закону, – отметил председатель думской комиссии по мандатным вопросам и этике. – И вопрос посещаемости мы решили уже давным-давно». Если раньше в законе «О статусе депутата» посещение депутатом пленарного заседания Думы было не обязательным, то теперь народный избранник посещать пленарку обязан. «У нас есть закон, у госслужащих закона нет, поэтому пусть у нас сначала поучатся».

По мнению экспертов, кодексы поведения всем, кто работает в интересах и от имени государства, необходимы. Директор центра антикоррупционных исследований «Трансперенси интернэшнл» Елена Панфилова отмечает, что подобные своды правил – классическое направление противодействия коррупции. «Ни в одной стране мира даже вопрос не стоит, должны они быть или не должны, – отметила «НИ» эксперт. – Кодексы этики находятся на стыке между предотвращением коррупции и образованием. Они как бы просвещают чиновника, правоохранителя, депутата, судью. Указывают, что ему можно делать и чего нельзя. Четко очерчивают рамки того, что будет, если он этот кодекс нарушит. Такие вещи, безусловно, работают. Но не у нас. У нас коррупционная страна. В таких странах, как Россия, должно быть четкое спряжение мер преследования и предотвращения». По мнению Елены Панфиловой, на быстрый результат рассчитывать не стоит. Если коррупцию и удастся победить, то не раньше чем через десять-пятнадцать лет.

Руководитель Центра изучения элит Института социологи РАН Ольга Крыштановская также полагает, что кодексы полезны, но коррупцию, к сожалению, побороть не смогут. «Коррупция –слишком сложное и серьезное явление, – сказала «НИ» эксперт. – Для кого Уголовный кодекс нипочем, для них и кодекс поведения будет нипочем». А вот что касается других сфер деятельности, то здесь изменения вполне возможны. Г-жа Крыштановская считает, что, когда люди договариваются об определенных правилах поведения, они все-таки стараются их соблюдать. «Но при этом санкции должны быть обязательными, – убеждена эксперт. – Это может быть общественное порицание или остракизм. Можно лишать слова на заседании или премий».

Но пока сами законодатели не желают даже договориться о правилах, вряд ли в других сферах нашей жизни стоит ждать изменений к лучшему.

"