Posted 10 ноября 2008,, 21:00

Published 10 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

Не дошли до следствия

10 ноября 2008, 21:00
Вчера Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ сообщил, что в 2008 году количество преступлений экстремистского характера возросло на 62,4% по сравнению с прошлым годом. По мнению экспертов, правоохранители в свою статистику включают даже те преступления, которые «с настоящим экстремизмом не имеют ничего общего»,

Вчера официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре Владимир Маркин рассказал, что только в январе–сентябре 2008 года в нашей стране зарегистрировано 380 преступлений экстремистской направленности. «Это на 62,4% больше, чем в прошлом году», – утверждает он. Некоторые из приведенных им примеров просто поражают своей жестокостью. Так, по словам г-на Маркина, в этом месяце в Удмуртской Республике группа молодых людей, «состоящих в группировке националистического толка», совершила нападение на 14-летнего Надирли Надир Шахин-оглы. Когда мальчик выходил из магазина, один их националистов набросился на него с ножом и нанес два удара в поясничную область спины, а затем еще шесть ударов ножом в грудную клетку. Милиционеры задержали преступников на месте нападения, и сейчас они ждут суда. Раненого мальчика отправили в больницу, где врачам удалось спасти его жизнь.

Однако эксперты отмечают, что наряду с такими жестокими преступлениями в статистику СКП вошли дела, которые «ничего общего с экстремизмом не имеют». «Следственный комитет учитывает все преступления, зарегистрированные по так называемым экстремистским статьям. Туда, безусловно, включили и дело Саввы Терентьева и всех ему подобных. Мы считаем, что это никакие не экстремисты, а просто был чистейший произвол», – заявила «НИ» заместитель директора аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова. Напомним, что весной этого года блогеру Терентьеву дали год условно за то, что он нелестно высказался в адрес милиции в Интернете.

Впрочем, согласно статистике, которую ведет центр «Сова» независимо от СКП, «настоящих» экстремистских преступлений действительно меньше не становится. «Цифры, которые мы имеем, говорят, что количество убийств на почве межнациональной ненависти в этом году выросло, но количество нападений в целом сократилось. Но на самом деле количество нападений где-то раз в пять больше, чем нами зафиксировано. Просто ультраправые, практикующие насилие, стали маскировать свои нападения под бытовые, которые практически невозможно идентифицировать. Поэтому мы не можем их включить в свой реестр», – пояснила г-жа Кожевникова.

По имеющимся же данным, за 11 последних месяцев от рук экстремистов погиб 81 человек и еще около 320 пострадали. Однако на самом деле, говорит г-жа Кожевникова, общее число нападений «где-то около 700».

Она объяснила, что данные центра так сильно расходятся с официальными, потому что «мы также учитываем случаи, которые не доходят до следствия». «Тут примерно треть эпизодов, по которым люди точно не обращались в милицию. Некоторые просто боятся милиции больше, чем нацистов, другие считают, что это бесполезно», – рассказывает правозащитница.

Это и неудивительно, ведь зачастую правоохранители просто закрывают глаза на действия скинхедов. В пример эксперт привела историю, случившуюся прошлой зимой в Петербурге, когда националисты стали в вагоне метро избивать тувинскую журналистку Саяну Монгуш. «За нее заступился только один человек – выходец из Таджикистана. А когда пострадавшая женщина, выйдя на одной из станций, обратилась к милиционеру, он отказал ей в приеме заявления. Зарегистрировали преступление только через три дня, когда разгорелся скандал», – вспоминает г-жа Кожевникова. Она утверждает, что придать огласку делу помогли только связи Саяны Монгуш со СМИ. Но сколько происходит еще нападений на людей, не имеющих таких связей?

Между тем эксперты ожидают, что в условиях кризиса количество преступлений экстремистской направленности будет только расти. «Спокойствия нет – люди переживают, что будет дальше, насколько их коснется или уже коснулся кризис. И естественно, в таких условиях граждане с менее устойчивой психикой начинают совершать противозаконные действия, в том числе и экстремистского характера», – говорит «НИ» гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.

"