Posted 10 ноября 2008,, 21:00

Published 10 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

Им дали срок

Им дали срок

10 ноября 2008, 21:00
Вчера Дмитрий Медведев встретился с лидерами крупных российских партий. Обсуждали озвученные президентом в послании Федеральному собранию предложения по политической реформе. У партийных вождей был и свой личный интерес – одной из инициатив главы государства стало предложение ограничить срок их правления. Согласно еще

В компартии уверены, что первое новшество направлено лично против Геннадия Зюганова. Эксперты «НИ» в целом с этой оценкой согласны, тем более что, по их мнению, беспартийного председателя «Единой России» введение сроков, скорее всего, не коснется. Зато аналитики уверены, что, вступившись за мелкие партии, Дмитрий Медведев начал формирование своего партийного пула, основой которого станут «Справедливая Россия» и «Правое дело».

На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев обратился с посланием Федеральному собранию. Наряду с другими мерами, от главы России прозвучало предложение о введении обязательной ротации партийного руководства. Президент предложил внести в закон «О политических партиях» поправки, согласно которым «одно и то же лицо не может занимать определенную руководящую должность в аппарате партии дольше определенного срока». Оно и понятно, иной руководитель партии уже благополучно пересидел двух президентов, а кто-то и всех трех, считая президента СССР. Каким сроком будут ограничены полномочия партийных вождей, президент не уточнил. Скорее всего, подробности Дмитрий Медведев озвучил вчера при личной встрече с партийцами.

Внесения соответствующих поправок депутаты ожидают в течение двух недель, а принять их рассчитывают до конца осенней сессии. Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский отмечает, что партия начала обсуждать введение этой нормы в партийный устав еще год назад. «Эти поправки уже были предметом обсуждения в наших политических клубах, и мы считаем оптимальным два срока пребывания на руководящих постах в партии, включая аппаратные высокие должности. А у каждого уровня партийной структуры свой срок пребывания», – сказал «НИ» г-н Рязанский. Депутат отмечает, что «в условиях укрупнения партийной политической системы надо сделать так, чтобы правила для всех были одни и те же». «Смысл ротации в том, что человек, зарекомендовавший себя в первичном звене, мог передвинуться на местный уровень, с местного на региональный, а с регионального уже на федеральный», – говорит «НИ» депутат, подчеркивая, что ротация позволит решить вопросы кадрового резерва.

Правда, он не сообщил, куда будут «ротироваться» партийцы из высшего звена – неужели опять на местный уровень? Сейчас в России официально зарегистрировано 14 партий, а к концу года, после завершения процесса объединения, их должно остаться 8. Уставы большинства партий предполагают избрание руководящих органов съездом через каждые четыре-пять лет. Если в законодательстве появится норма, ограничивающая пребывание на должности в партии по срокам, вероятно, вслед за «единороссами» и остальные партии также будут вынуждены ввести эти ограничения в свои уставы.

Впрочем, большинство политических партий в последние годы и без всякого закона произвели смену своих лидеров. Так, летом этого года руководство сменило «Яблоко», когда с поста председателя партии ушел Григорий Явлинский, возглавлявший ее с 1993 года. Наиболее болезненной ротация станет для лидеров ЛДПР Владимира Жириновского и КПРФ Геннадия Зюганова, которые стоят у руля своих партий более 15 лет. Г-н Жириновский уже заявил, что готов покинуть свой пост и призвал последовать его примеру коллегу из компартии. По его словам, ЛДПР сделает законодательное предложение ограничить десятью годами срок пребывания у власти руководителя любого уровня.

Депутат Госдумы, член ЦК КПРФ Вадим Соловьев говорит «НИ», что, «если ограничиться двумя сроками по пять лет, то с точки зрения партийного строительства это очень мало, но, по всей видимости, эти сроки и будут навязываться». При этом он отмечает, что «любое вмешательство государства во внутренние дела политических партий – недопустимо». Коммунист увидел в президентской инициативе происки лично против товарища Зюганова. «Такие инициативы со стороны власти, которые принимаются под прикрытием высокой демократии, как правило, преследуют корыстные интересы, – сказал «НИ» Вадим Соловьев. – Я так понимаю, что партии власти очень не нравится лидер компартии, и именно под него они и пытаются протащить эти законы». Он отмечает, что в партии действует демократическая система, а если «у нас возникнет необходимость замены лидера партии, то без подсказок со стороны государства мы это решим сами». Депутат считает, что власть пытается контролировать партии, есть желание «выстроить систему, при которой деятельность партий, в том числе и по кадровому вопросу, находилась под жестким контролем».

Отрицательно к инициативе президента относятся и в других партиях. И.о. председателя федерального политсовета СПС Леонид Гозман согласен с коммунистами, что «государство не должно в это вмешиваться». «Ротация кадров, безусловно, нужна, потому что когда один и тот же человек возглавляет партию по 15 лет, это, конечно, неправильно, – говорит он «НИ». – Но мне бы не хотелось, чтобы наведением порядка в этой сфере занималось государство, путем законодательного регулирования или еще каким-то способом. Это не дело государства, это дело тех людей, которые в этой партии состоят, если им хочется иметь вождя, то это их дело». Г-н Гозман говорит, что «некоторые губернаторы правят чуть ли не от Николая II, но это вообще никого не волнует». «Может, потому что губернаторов они сами назначают, а руководителя партии люди выбирают», – говорит он. Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин считает, что «у нас государство привыкло во все вмешиваться». «В «Яблоке» не надо было никаких ограничений, у нас естественным путем произошла смена руководства. Зачем кому-то что-то навязывать?» – говорит он. Г-н Митрохин разделяет подозрения коллег из КПРФ и отмечает, что цель принятия таких поправок, вероятно, сводится к тому, чтобы лишить поста Геннадия Зюганова.

Впрочем, не все так уж плохо, уверены эксперты «НИ», ведь мы живем в России и не место красит человека. Партийные вожди смогут легко обойти это требование, перемещаясь с одной руководящей должности на другую или просто меняя название своего поста. Как, к примеру, это произошло в «Яблоко», когда г-н Явлинский ушел с должности председателя и стал членом вновь созданного руководящего органа – политического комитета. Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин говорит «НИ», что «государство утратило надежду на то, что Зюганов уйдет сам». «Остальным партиям это не страшно: Жириновский заменит себя на сына, как это уже сделано в парламентской фракции, и при этом останется реальным главой ЛДПР, «Справедливая Россия» только что создалась, Григорий Явлинский только что ушел, правая партия вообще еще не конституировалась, – рассказывает г-н Макаркин. – Наверное, есть такое ощущение, что Зюганов укоренился навсегда и, наверное, есть желание стимулировать его замену». При этом эксперт не исключил, что Зюганов, допустим, станет генеральным секретарем.

Кстати, как всегда, из общего правила есть и исключения. Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин говорит «НИ», что «с одной стороны, эта идея полностью отвечает планам Владимира Путина по повышению эффективности аппарата «Единой России» – той самой чистки кадров». Тем более что сам Владимир Путин в начале этого года возглавил партию, не являясь ее членом. «Я не уверен, что это распространится на председателя «Единой России», – полагает эксперт. Сейчас согласно уставу председатель «Единой России» избирается съездом сроком на 4 года. Г-н Макаркин напоминает, что в президентском послании говорилось о ротации руководящего партийного аппарата, а председатель партии – не сотрудник аппарата, «то есть он зарплату в партии не получает». «Скорее всего, Медведев развил мысль, которую в отношении «Единой России» ранее высказывал Путин. Ротация партийных аппаратчиков нужна, потому что иначе партийные кадры застаиваются и обрастают коррупционными кадрами», – полагает Алексей Мухин.

«В принципе Дмитрий Медведев создает свою собственную систему сдержек и противовесов, которая поможет ему влиять и быть модератором политических процессов, в том числе партийных», – сказал г-н Мухин. Сейчас, говорит Алексей Мухин, Дмитрий Медведев старается ввести льготный партийный политический режим именно для маленьких партий (президент предложил выдвигать в Госдуму одного-двух представителей партий, набравших на выборах не менее 5% голосов избирателей. Вчера после завершения встречи с президентом Владимир Жириновский не исключил, что порог может быть снижен до3%), поскольку «остро нуждается в собственной политической поддержке и для этого ему необходимо вырастить сначала микрополитические организмы, а затем и довольно серьезные политические структуры». «Сейчас вырисовывается два политических контура, на которых может опереться президент: «Справедливая Россия» и «Правое дело», – отметил он.

"