Posted 10 октября 2012,, 20:00

Published 10 октября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:24

Updated 8 марта, 05:24

Новое колесо силовой структуры

10 октября 2012, 20:00
Министерство обороны подготовило законопроект «О военной полиции» и направило его на согласование в силовые ведомства – в Главную военную прокуратуру, а также в Федеральную службу безопасности. Ожидается, что новая структура будет создана уже через два месяца. Однако эксперты «НИ» выражают сомнение в том, что инициатив

По задумке Минобороны военная полиция войдет в состав Вооруженных сил, но при этом будет взаимодействовать с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами. Согласно тексту нового документа, военная полиция будет заниматься охраной военных объектов, грузов, районов проведения учений и воинских маневров. Новая спецслужба получит оперативно-розыскные функции и возможность пресекать массовые беспорядки, а в отдельных случаях военная полиция сможет оцеплять не только военные, но и гражданские объекты по согласованию с МВД. Ко всему прочему в компетенцию военной полиции переходит исполнение уголовных и дисциплинарных наказаний в отношении военнослужащих. Ранее этими вопросами занимался Следственный комитет. Надзор за деятельностью военной полиции будет осуществлять генеральный прокурор России и подчиненные ему военные прокуроры.

Из текста законопроекта понятно, что круг задач у военной полиции будет достаточно широким. Но при этом очевидно, что, когда документ окажется на согласовании в Госдуме и правительстве, в нем, скорее всего, появятся серьезные поправки, ведь и Генпрокуратура, и Следственный комитет не захотят терять ряд своих полномочий. Заместитель руководителя Института военного и политического анализа Александр Храмчихин напоминает, что этому проекту уже много лет. «Теоретически, если законопроект будет принят, то хуже от этого стать не должно», – заверил «НИ» политолог. – Но в нашей стране можно ожидать чего угодно, и к финалу обсуждения этого законопроекта он вполне может исказиться до неузнаваемости».

Стоит отметить, что идею создания военной полиции предлагал еще в 1997 году бывший губернатор Воронежской области Владимир Кулаков, а в июле 2005 года эту тему затрагивал уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Год спустя с такой инициативой выступил и президент Владимир Путин. Причиной пристального внимания к военной теме тогда послужило избиение в Челябинском танковом училище рядового Андрея Сычева, которому в итоге ампутировали обе ноги.

Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова не видит большого смысла в появлении новой силовой структуры. «Против новой силовой структуры, не подконтрольной Генпрокуратуре или МВД, эти ведомства возражали всегда и будут возражать далее. Потому что это не просто передача части их полномочий, но это и люди, это и деньги», – сказала «НИ» Валентина Мельникова. По мнению правозащитницы, даже если речь идет о том, что военная полиция сможет проводить расследования на территории воинской части, следить за дисциплиной, то это не пройдет. «Это полномочия прокуратуры, и никогда генпрокурор эти функции никому не отдаст. Потом существуют еще и внутренние войска. Они что, пустят к себе Минобороны и каких-то дознавателей? Очень сомневаюсь в этом», – подчеркивает эксперт.

Секретарь Союза комитетов солдатских матерей уверена, что военная полиция сейчас нам не нужна, потому что уже существует военная комендатура, которая и выполняет те функции, которые хотят отдать новому ведомству. «Единственное, что не покрыто чужими полномочиями, – это как раз военнослужащие вне воинской части. Но есть военная комендатура, которая с этим со всем и разбирается, – поясняет «НИ» г-жа Мельникова. – Сейчас ей передали военную автоинспекцию, потому что гражданские полицейские и гражданские прокуроры сейчас не имеют права заниматься военнослужащими. На сегодняшний день военные комендатуры могут все. У них есть возможность проводить дознание, принимать заявления, передавать дела в военную прокуратуру. Формально военные комендатуры – это отдельное подразделение, и самое главное, что эта силовая структура уже проверена временем. Они могут и на гауптвахту послать через суд, могут делать и то, что делает прокуратура, и то, что делают следователи и командиры. К ним можно обратиться практически по любому вопросу», – рассказывает правозащитница.

По мнению экспертов, если законопроект «О военной полиции» будет одобрен, то на деле получится, что у военной прокуратуры появится еще одна поднадзорная силовая структура.

"