Posted 10 сентября 2006,, 20:00

Published 10 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:06

Updated 8 марта, 09:06

Не «Наших» дело

Не «Наших» дело

10 сентября 2006, 20:00
Не «Наших» дело

Пресс-служба общественной организации, именующей себя молодежным демократическим антифашистским движением «Наши», призвала всех представителей СМИ не писать об антикавказских митингах в Петрозаводске, дабы не поддаваться «на провокации тех, кто неотвратимо ведет нашу страну к гражданской войне». Ну, если уж гражданская война действительно, как утверждают авторы этого обращения, «неотвратима», то, может быть, и вправду не стоит тратить время на то, чтобы скрести перышком по бумаге, а впору запасаться солью, спичками... или авиабилетами. Но поступить так – значит как раз поддаться на провокацию, поверить в реальную силу новоявленных черносотенцев и тем самым преумножить ее.

Правда, я лично думаю, что говорить о «неотвратимости гражданской войны» пока преждевременно. Тем более что за последние два десятилетия подобные лжепророчества звучали много раз. Но пока все ограничивалось более или менее локальными конфликтами, несмотря на многочисленные попытки известных лиц раздуть из искры пламя, чтобы сварить на нем свой супчик из мухоморов. Природный инстинкт народного самосохранения пока срабатывал. Но это пока. Где гарантия, что пожар, вспыхнувший в Кондопоге, не перекинется на другие города, что он вдруг не повернется против людей, не имеющих никакого отношения к Кавказу и торговле на рынке, но зато имеющих дачу, машину, шляпу, носовой платок?.. Нет такой гарантии. Взрывоопасного социального материала везде полно. И формула нынешнего социального динамита, думаю, примерно такова: социальная неустроенность плюс невежество толпы, плюс мздоимство бюрократии, помноженное на число вынужденных мигрантов и возведенное в степень общественного безразличия.

В чем же тогда искать гарантию общественного спокойствия? В профессионализме и неподкупности работников правоохранительных органов? Да, и в этом тоже, но где ж взять таких стражей порядка не в гомеопатических дозах, а в достаточном количестве? В человекосберегающей социальной политике, в воспитании чувств, в реальной борьбе с коррупцией? Да, но кто будет все это делать, если паровоз власти привык заботиться лишь о зычности собственного гудка? Тем более что обитатели чиновничьих палат, предпочитающие диалогу молчание, и завсегдатаи подворотни, предпочитающие диалогу насилие, оказываются едины в своем неприятии нормального для всякого цивилизованного человека способа разрешения конфликта – через обсуждение, нахождение компромисса, совместную реализацию достигнутых договоренностей.

Мне понятно стремление «Наших» к информационной блокаде событий в Карелии. Ведь если журналисты не будут рассказывать о том, что происходит в Петрозаводске и Кондопоге, то подавляющее большинство нашего населения решит, что там действительно уже наступили покой и благодать, а кровавые события минувших дней – не более чем случайный эпизод. И потом будут очень удивляться, обнаруживая погромные лозунги и свастики на заборах и стенах знакомых с детства домов. Кстати, надо сказать спасибо тем молодым людям, которые – если это правда, а не пропагандистский лак – стирали на прошлой неделе гитлеровскую символику и всякие ксенофобские надписи со стен в карельских городах. Хороший пример для столичных и подмосковных властей, которые, увы, не торопятся закрашивать подобные «художества». Впрочем, их тоже можно понять: коммунхозу не до политики. Как и юным политиканам не до коммунхоза.

Всякая война, в том числе гражданская, начинается с того, что в умах людей поселяется мысль о ее неизбежности. Вот почему так важно взращивать мысль о неизбежности мира. Но для передачи мыслей необходимы диалог и свобода слова. Увы, в условиях молчания хорошо растут только сорняки. И некому подсказать, что этнически однородные с большинством населения хамы и бандюки ничем не лучше своих кавказских близнецов. Что «засилье кавказцев на рынках» связано, прежде всего, с высокой взяткоемкостью данной сферы бизнеса. И можно не сомневаться, что среди тех, кто давно и надежно присосался к этому источнику, родовым признаком является вовсе не национальная принадлежность. Даже в таком вопросе, как «запрет кавказцам торговать на рынке», и то без спокойного разговора не разобраться. А неспешно поразмыслив, даже тугодум сообразит, что в Карелии персики, увы, не растут, дыни и арбузы не вызревают. Значит, либо ограничивай свои потребности в витаминах картошкой, клюквой и грибами, либо завози розовощекие фрукты издалека, но тогда уж – извини – вместе с их производителями и продавцами. Можно, конечно, поставить вопрос и иначе: привозным товаром должны торговать не приезжие коробейники, а местные жители. Но тогда сразу наружу выходит столь тщательно скрываемый корыстный интерес, который в конечном итоге двигает всеми фигурами этой шахматной партии. Жаль только, что в этой игре «на интерес» покидающие поле фигуры оказываются не на соседнем столике между недопитыми бокалами, а в деревянных ящиках с видом на тот свет.



Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.

"