Posted 10 августа 2003,, 20:00

Published 10 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Агрессивное законопослушание

Агрессивное законопослушание

10 августа 2003, 20:00
СПС признает, что борется с «Яблоком», но отвергает обвинения в черном PR

«Союз правых сил» не стал обращать большого внимания на прогремевшие на минувшей неделе обвинения «яблочников» в «пиарной» нечистоплотности. Единственным серьезным «ответчиком» выступил вчера Альфред Кох.

Альфред Рейнгольдович не давал интервью с мая, с того самого момента, как возглавил предвыборный штаб СПС. Но свои соображения по поводу разгорающегося скандала он посчитал необходимым до общественности все-таки донести. Г-н Кох признал, что эспээсовцы в самом деле «намерены вести полемику с «Яблоком», и достаточно жесткую, чтобы перетянуть избирателей на свою сторону». Признал он и то, что на борьбу с конкурентами по правому флангу выделены специальные «человеческие и финансовые ресурсы». Только планируемые затраты, по его словам, не составят названных зампредом «Яблока» Сергеем Митрохиным 5 млн. долларов. «Подобные оценки наших ресурсов нам льстят, но, к сожалению, они значительно более скромные», – сказал главный эспээсовский политтехнолог.

Что конкретно подразумевается под «жесткой полемикой», г-н Кох уточнять не захотел. По его словам, «никакого черного пиара» со стороны СПС нет. На вопрос, а с чьей же стороны он есть, ответа, разумеется, тоже не последовало. Зато прозвучали жалобы на «яблочников», которые, сами когда-то предложив «пакт о ненападении», тем не менее критиковали Чубайса. Альфред Рейнгольдович убежден, что если бы СПС «начал ронять имидж Явлинского», то от «Яблока» «мало что осталось бы». Словом, хотел того г-н Кох или не хотел, но фактически он подтвердил давно витавшие в политических кругах слухи.

В стране, пожалуй, нет двух других довольно крупных партий, электорат которых так тесно бы пересекался, а зачастую и практически совпадал. Даже рейтинги их приблизительно равны – около 5%. Между тем многие политологи стали сомневаться в том, что СПС сумеет попасть в следующую Думу. В этой ситуации партия решила определиться с союзниками и противниками, и «Яблоко» попало в число последних едва ли не под первым номером. Кстати, г-н Кох, рассказывая о неудавшемся пакте, не вспомнил почему-то о провалившейся попытке эспээсовцев консолидироваться с Явлинским –по сведениям «НИ», на этот союз команда Немцова очень рассчитывала. Так потенциальные союзники становятся реальными врагами. «Яблоко» все чаще обвиняет СПС, а «правосильные» прямо-таки смакуют любые неудачи «явлинцев». Если внимательно читать новостную ленту официального сайта СПС, то можно подумать, что у «Яблока» дела идут совсем наперекосяк.

Лидеры СПС в ответ на выдвинутые против них обвинения ничего вразумительнее г-на Коха не сказали. Ирина Хакамада заявила, что «Яблоко» без Явлинского» появилось исключительно из-за внутренних разногласий питерских «яблочников» и никакого отношения к СПС и Чубайсу не имеет. Сам Анатолий Чубайс, лично которого и обвинил г-н Митрохин, молчит. Первый зам. руководителя фракции правых Борис Надеждин попытался отвлечь внимание от этой неприятной истории, заявив о возможности включения в предвыборный список СПС Бориса Ельцина. Сенсации, впрочем, не вышло –из окружения первого российского президента незамедлительно последовало категорическое опровержение даже вероятности такого членства. А Борис Немцов вообще отмахнулся от «явлинцев»: мол, если «у них есть доказательства, пусть подают в суд, а не делают заявления». Примечательно, что сами эспээсовцы в суд за клевету подавать тоже не собираются.

Задействованные в конфликте стороны предпочитают выяснять отношения прилюдно и громко. Складывается впечатление, что им и не нужно искать справедливости – гораздо важней досадить друг другу. В такой сваре можно, конечно, и нарастить электорат, но куда легче его потерять.

"