Posted 10 июня 2014,, 20:00

Published 10 июня 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:07

Updated 8 марта, 02:07

Научат родину любить

10 июня 2014, 20:00
Управление делами президента РФ включило в план госзакупок 36 научно-исследовательских работ стоимостью более 46 млн. рублей. В 660 тыс. рублей обойдется исследование допустимых ограничений избирательных прав, в 330 тыс. рублей – исследование регулирования агитации в Интернете и СМИ, в 2 млн. – «разработка модели между

Власти также интересуются «структурой и размером экономики российского сегмента сети Интернет» (1,5 млн. рублей) и желают исследовать «отношение молодых людей и общества к молодежным общественно-политическим организациям» (1,1 млн. рублей). В идеологическом блоке заказов присутствует запрос на методики развития «общероссийской гражданской идентичности» (1,5 млн. рублей). Заказаны и несколько исследований в области международной политики, в том числе взаимоотношений со странами Закавказья и Центральной Азии. Изучат и миграционные процессы. Специалистов для 33 исследований выберут на открытых конкурсах. Три исследования в сфере нацбезопасности проведет определенный управделами президента поставщик. Ему, среди прочего, предстоит разработать меры по «координации деятельности субъектов противодействия информационным кампаниям зарубежных государств» (2,45 млн. рублей).

В конце апреля президент Владимир Путин на медиафоруме ОНФ в Санкт-Петербурге заявил, что серверы крупных российских интернет-компаний необходимо размещать на территории России. Он отметил, что сейчас информация проходит через «американские серверы», где «все контролируется». Спустя месяц министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров на конференции Генассамблеи ООН по глобальному развитию продолжил тему, сказав, что управление Интернетом в интересах одной страны или узкой группы стран может привести к его расколу на отдельные сегменты и ослаблению международного сотрудничества. Министр предложил, чтобы ООН и Международный союз электросвязи стали «основной площадкой для формирования на наднациональном уровне принципа правового и государственного регулирования в этой сфере». Также г-н Никифоров поднял вопрос об информационном суверенитете.

Председатель организации «Юристы за гражданское общество», член Общественной палаты РФ Дарья Милославская считает, что результат и последствия исследований зависят от исследователей. «Если в качестве таковых выступят «запрограммированные» на получение определенных выводов эксперты, то последствия для общества вполне могут стать трагичными, – высказалась «НИ» юрист. – Если же привлекут профессиональных специалистов в области социологии и других сфер, то можно ожидать позитивные результаты. Власти изучат их и примут соответствующие меры».

Директор АНО «Институт прав человека» Валентин Гефтер полагает, что в самом факте исследований по таким тематикам ничего ужасного нет, но, действительно, вопрос в том, кто станет исследовать. «Если для участия в конкурсе допустят и зарубежные компании, он будет объективным, – сказал «НИ» правозащитник. – Однако, памятуя о ситуации с «иностранными агентами», можно предположить, что их не допустят. А при реализации подобных проектов отношение к претендентам должно быть равным. Поэтому уровень объективности и последствия результатов исследований прогнозировать сложно».

У председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой несколько иной взгляд на проект. «Грядет еще более жесткое «закручивание гаек», – убеждена г-жа Алексеева. – Будут сильнее придираться к деятельности общественных организаций, изобретать всяческие препятствия для участия оппозиционных кандидатов в выборах. Усилится цензура за сообщениями в СМИ, записями в Интернете».

Населению страны, в основном молодому, продолжает г-жа Алексеева в беседе с «НИ», власти и далее будут прививать «правильный» взгляд на свои действия и различные исторические события. «Между тем попытки внушить молодежи такие воззрения на историю страны – бессмысленное занятие, – считает правозащитница. – Каждый человек любит место своего рождения и способен давать оценку тем или иным фактам. Учить патриотизму глупо. Нужно создавать условия, при которых население станет патриотичным».

"