Posted 10 мая 2012,, 20:00

Published 10 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:32

Updated 8 марта, 05:32

Оппозиция: перезагрузка?

Оппозиция: перезагрузка?

10 мая 2012, 20:00
В ближайшее воскресенье целый ряд весьма заметных представителей творческих профессий – писатели, музыканты, актеры – собираются «показательно прогуляться» по бульварному кольцу Москвы от памятника Пушкину на Пушкинской площади до памятника Грибоедову на Чистых прудах. Заявленная цель похода – установить, нужен ли спец

В майские выходные, видимо, стало труднее отличить обычных прохожих от оппозиционеров-радикалов, поэтому власти активно начали «зачищать город». Только 6 мая на «Марше миллионов» (по оценкам корреспондентов «НИ» собравшем около 30 тыс. человек) были задержаны более трехсот человек. При этом, как заявляет Следственный комитет, пострадали почти три десятка сотрудников полиции, и по фактам беспорядков возбуждено уголовное дело. Но протестные акции, вопреки ожиданиям властей, не закончились. Граждане продолжают выходить на улицы, правда, уже не так массово, меняя места дислокации под давлением стражей правопорядка. В день инаугурации президента, 7 мая, полиция почти сутки посвятила задержанию граждан на Бульварном кольце, Новом и Старом Арбате, а под утро 8 мая разогнала лагерь оппозиционеров у памятника Героям Плевны на Китай-городе. Так появился «кочующий Майдан». Изгнанные с Китай-города оппозиционеры переместились на Чистые пруды, откуда их периодически вытесняют, но они возвращаются на место и по сей день находятся там. Количество протестантов постоянно меняется. Вернувшись в рабочее русло после праздников, некоторые бегут «на вахту» и после трудового дня. Однако сделать это могут не все: оппозиционные лидеры Сергей Удальцов и Алексей Навальный 7 мая были задержаны и осуждены на 15 суток за неповиновение сотрудникам полиции во время «народных гуляний» в центре столицы. Сергей Удальцов уже успел объявить сухую голодовку.

Вчера днем на Чистых прудах было уже спокойнее. Как рассказал «НИ» политик Борис Немцов, поскольку люди сменяют друг друга, акция может продолжаться сколь угодно долго. «Желательно, чтобы власти Москвы не занимались провокацией, потому что мы настроены очень мирно. Когда «полицаи» с дубинками приближаются, мы уходим, в столкновения с ними не вступаем, потому что это ненасильственный протест. В День Победы здесь полицейских было больше, чем людей, которые собрались на гулянья», – рассуждает политик.

В дни майских праздников оппозиционно настроенным гражданам запрещалось митинговать на площади, сидеть в кафе, гулять по бульварам.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Между тем московские власти, в лице руководителя столичного департамента региональной безопасности Алексея Майорова, заявили, что из оппозиционных акций будут извлечены уроки и мерам безопасности станут уделять больше внимания. «Мы будем учитывать, что мероприятие, которое было согласовано с оппозицией, организаторами полностью не выполнялось, – заявил чиновник. – Теперь мы будем более четко прописывать все детали в рамках тех же процедур. Одно дело – их согласовать, другое дело – их выполнить».

На настроение протестующих такие заявления влияют не сильно. «У нас, слава богу, народ не рабский, а свободный, и у всех есть чувство собственного достоинства, – говорит Борис Немцов. – Это же вообще комедия, мы общественный порядок не нарушаем, находимся на пешеходной территории, люди ведут себя мирно, общаются друг с другом, все в порядке».

Между тем писатель Борис Акунин все-таки предлагает еще раз реализовать свое право свободного передвижения по столице. «Делая вид, что мирно беседуем о литературе (а на самом деле трясясь от страха), мы прогуляемся от одного Александра Сергеевича до другого. Завещания составлены, последние песни написаны, некоторые на всякий случай уже воздвигли себе памятник нерукотворный», – иронично прокомментировал в блоге планируемую на воскресенье прогулку писатель.

Фото: EPA. MAXIM SHIPENKOV

Сейчас стало особенно заметно, что протест меняет формы, но не лидеров. Если в декабре и феврале ставка делалась на уважаемых общественных деятелей, вроде Дмитрия Быкова, Леонида Парфенова, того же Бориса Акунина, то сейчас в игре опять профессиональные критики власти, вроде Сергея Удальцова. «Итог декабрьских протестов, как известно, нулевой, – констатирует «НИ» политолог Дмитрий Орешкин. – Ни на какие требования гражданского протеста, несмотря на то что они были поддержаны десятками тысяч людей, власть не пошла. Многим казалось, что нельзя все время ходить на митинги, надо еще и деньги зарабатывать, детей воспитывать, картошку сажать. Отчасти так получилось. Мы видим, что 6 мая на «Марше миллионов» не было ни Пархоменко, ни Парфенова. Были три лидера – Удальцов, Навальный и Немцов. В связи с этим произошла перемена стилистики и кадрового состава митинга».

Сам Сергей Пархоменко рассказал «НИ», что в первых числах мая «уехал в давно запланированную поездку и заранее знал, что на акциях протеста присутствовать не сможет». Один из основателей партии «Яблоко» Григорий Явлинский, который во время декабрьских событий заявлял, что готов даже выйти на Триумфальную, на этот раз также оказался в стороне. В своем блоге он написал, что сами по себе гражданские митинги, акции, гулянья и прочие флешмобы, при всей их человеческой достойности, политически ничего не изменят. «В силу своей беспомощности (они) будут часто перерастать в драки и схватки. Разрастание насилия сделает ситуацию во всех отношениях гораздо хуже, – уверен Григорий Явлинский. – Люди перестанут ходить на митинги и шествия, если там льется кровь, если их там избивают».

«В форме бесконечных драк и заварушек протесты не эффективны, – согласился лидер «Яблока» Сергей Митрохин. – Но в форме, в которой протесты проходили в декабре и феврале, они очень важны. Мы против провокаций, которые были 5 марта, 6 мая, они дискредитируют протестное движение, подрывают массово-социальную базу самих протестов».

Если на декабрьские столичные митинги в абсолютном большинстве выходили москвичи, то на майские уже прибывает много людей из регионов. Количество участников практически не снизилось, но состав другой, протест не выдохся, а немного видоизменился. Кто-то все еще пытается собирать многотысячные митинги, а кто-то просто продолжает гулять с белыми ленточками. «Власть начинает раздражать, не потому что денег мало, а просто по стилистике, – комментирует Дмитрий Орешкин. – Раздражает то, что МВД уверяет людей, что на Болотной было 8 тыс. человек, хотя там было не меньше 50 тыс. Власть пытается обмануть общественное мнение. И это раздражение приводит к тому, что становится модно с властью бороться. Появился гламурный протест. Стало модно дергать власть за хвост, смеяться над ней и жалеть тех, кто попался в ее лапы. А с модой очень трудно бороться. Если вдруг стало модно носить расклешенные брюки вместо узеньких, то, как в советскую эпоху ни боролись с этими клешами, все их носили. И молодежь не очень-то задумывается, почему это модно».

Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

Еще одним новшеством майского протеста стало уголовное дело, заведенное по факту массовых беспорядков на Болотной площади 6-го числа. Вчера г-да Удальцов и Навальный были допрошены сотрудниками Следственного комитета в связи с расследованием данного уголовного дела. «В России редко заводят уголовное дело по массовым беспорядкам, – пояснил «НИ» ситуацию адвокат Николай Полозов. – Обвиняемыми по этому уголовному делу пока выступают неустановленные лица, а Навальный и Удальцов являются лишь свидетелями. О наказании говорить рано, по этому делу пока никто в качестве подозреваемого и обвиняемого не привлечен. Свидетелей было много, по данным ГУВД на марш пришли 8 тыс. человек, так что допросить можно каждого».

В Следственном комитете заявляют, что следователями допрошены более 300 сотрудников полиции, осуществлявших охрану общественного порядка, изъяты записи камер наружного наблюдения, запечатлевшие факты противоправных действий, назначены необходимые экспертизы, проведен тщательный осмотр места происшествия с использованием криминалистической техники. Найдет ли СК кого наказывать, сложный вопрос. Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин говорит, что из многотысячной толпы определить конкретных нарушителей практически невозможно. «Непосредственно Удальцов и Навальный ничего противоправного не делали, поэтому их уголовное преследование не обоснованно. Но в этой толпе были и люди, которые вели себя неадекватно, бросали дымовые шашки, куски асфальта, они должны нести ответственность», – считает г-н Митрохин.

"