Posted 10 февраля 2016,, 21:00

Published 10 февраля 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:07

Updated 8 марта, 03:07

Кто копает опасный ров?

10 февраля 2016, 21:00
Президентский совет по правам человека на специальном заседании в среду обсудил законопроект Минюста, уточняющий понятие «политическая деятельность» в законе о некоммерческих организациях, выполняющих функции «иностранного агента». Итогом мероприятия должна стать выработка рекомендаций СПЧ, которые предполагается напра
Сюжет
Суды

Заседание СПЧ началось с 20-минутной задержкой. И этим фактом попрекнул правозащитников глава комитета Госдумы по госстроительству Владимир Плигин, приглашенный выступить с докладом. «У Государственной думы много недостатков, но она всегда вовремя начинает работать», – заметил депутат. В дальнейшем с упреками в адрес представителей властей выступали уже общественники.

Помимо Плигина, Госдуму на спецзаседании также представлял глава комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов. Оба парламентария говорили о том, что готовы к дальнейшему диалогу с СПЧ по вопросу совершенствования законодательства об НКО, а проект Минюста называли шагом вперед. И оба сразу после своих выступлений поспешили, сославшись на уважительные причины, покинуть мероприятие. Представлявший Минюст директор департамента по делам некоммерческих организаций Владимир Титов был терпеливее и несколько раз выходил к трибуне, чтобы ответить на поступавшие замечания.

Согласно тексту законопроекта Минюста, «политической деятельностью» должно признаваться участие в организации и проведении публичных мероприятий, наблюдение за выборами и проведение социологических исследований. Ведомство предлагает также считать «политической деятельностью» публичные обращения к органам власти и распространение оценок решений госорганов. Не объявлять «иноагентами» Минюст считает возможным те получающие зарубежное финансирование НКО, которые занимаются наукой, культурой, искусством, здравоохранением, благотворительностью.

Отвечая на вопросы членов СПЧ, Владимир Титов сообщил, что избежать занесения в черный список могут только те финансируемые из-за рубежа правозащитные организации, которые не подвергают резкой критике правоохранительные органы и других представителей властей. Он также признал, что попасть в реестр «иноагентов» можно и в том случае, если на счет общественной организации будет переведен всего один рубль от иностранного гражданина, даже если это произошло случайно – нижняя планка по сумме финансирования не установлена. Члены Совета встретили это известие возгласами: «Это глупость» и «Абсурд».

Выступление представителя Минюста и далее нередко перебивалось выкриками с мест: предложения ведомства общественникам явно не нравились. Говорили члены СПЧ и о том, что на сегодняшний момент руководители некоторых из получающих иностранное финансирование организаций входят в официальные общественные советы и палаты, по заказу органов власти готовят экспертные заключения. Согласно предлагаемым поправкам, все это должно считаться политической деятельностью, и НКО рискуют за свою работу на благо государства быть объявленными «иностранными агентами».

Председатель СПЧ Михаил Федотов был солидарен с критиковавшими законопроект Минюста коллегами. Он также счел, что предлагаемое понятие политической деятельности слишком обширно и предложил считать таковой лишь «борьбу за власть». Г-н Федотов обратил внимание, что закрепляемое в законе понятие «политической деятельности» важно не только для НКО, но, и, например, для федеральных судей и судей Конституционного суда, которым заниматься политикой запрещено. Они, согласно логике Минюста, должны отказаться, к примеру, от публикаций статей с предложениями по совершенствованию правоприменительной практики.

«Вместо уточнения понятия «политическая деятельность» мы получили его расширение», – заключил председатель комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин. По его мнению, закон об «иноагентах» вместо декларируемой цели повышения прозрачности заставляет общественников, наоборот, уходить в тень. Ответственный секретарь правозащитного совета Санкт-Петербурга Наталия Евдокимова охарактеризовала поправки Минюста как «вырывающие ров между гражданским обществом и властью». «Закон об «иностранных агентах» просто вреден и не поддается никакой корректировке», – столь категорична была главный научный сотрудник Института социологии РАН Светлана Айвазова.

"