Posted 10 февраля 2009,, 21:00

Published 10 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:39

Updated 8 марта, 07:39

Секретные материалы

Секретные материалы

10 февраля 2009, 21:00
Вчера стало известно, что власти Свердловской области распорядились засекретить информацию о безработице в регионе. Депутаты областной Думы утверждают, что даже они не смогли добиться от местных министров ответа на вопрос, сколько людей осталось без работы из-за кризиса в последние два месяца. Эксперты считают, что ско

Как рассказал вчера «НИ» депутат Свердловской областной думы Андрей Альшевских, вся информация, связанная с ростом безработицы в регионе, накануне неожиданно «получила, грубо говоря, секретный статус». «Всем предприятиям и структурам, которые имеют отношение к этим процессам (например, центрам занятости), запрещают выносить реальную статистику напоказ», – утверждает народный избранник. По его словам, дошло до того, что сведения о количестве нетрудоустроенных граждан скрывают даже от законодателей.

Возмущенные парламентарии во вторник вызвали в облдуму членов местного правительства, чтобы те пояснили, что вообще происходит, и какие меры принимаются «по выходу из бедственной ситуации». «К нам приходил министр экономики и труда области Михаил Максимов. Я дважды ему задавал вопрос, как у нас обстоят дела с безработицей, и он дважды ушел от ответа», – негодует депутат. По его словам, министр смог назвать статистику только за последний месяц прошлого года, когда в области официально признали безработными 38 тыс. человек. О том же, «как сейчас обстоят дела с работой в отраслях машиностроения, черной и цветной металлургии, химической промышленности, какое количество предприятий встало, какое скоро встанет», депутаты так и не узнали.

«За все время кризиса, финансовых и экономических трудностей, нам впервые дали информацию по ситуации в регионе, и то старую – за 2008 год», – жалуется Андрей Альшевских. По его сведениям, в действительности количество оставшихся без работы свердловчан «уже перевалило за 50 тыс. человек». И это только те, кто официально зарегистрировался в Центре занятости.

Депутат Альшевских утверждает, что к этой цифре стоит прибавить еще столько же людей, «кто по незнанию или другой причине не встал на учет». Плюс в этом году к ним скоро добавится 40 тыс. амнистированных из мест лишения свободы, несколько тысяч сокращенных из армии офицеров и несколько тысяч человек, занятых в сфере игорного бизнеса, который «уедет из региона в июле этого года». «Ситуация будет аховая. Поэтому власти и запретили информацию распространять, цифры ведь получаются жесткие и неприятные. И чтобы не нагнетать обстановку, решили ничего никому не говорить», – считает г-н Альшевских. Впрочем, сами чиновники говорят, что утаивать какие-то сведения их никто не просил. Как заявила журналистам пресс-секретарь департамента государственной службы занятости по Свердловской области Елена Мышакова, никаких особых распоряжений «замалчивать» данные по рынку труда у них нет.

Эксперты считают, что такое явление вполне в духе времени, поскольку экономическая ситуация на Урале сейчас одна из самых сложных по стране. Как рассказал «НИ» научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский, в Свердловской области очень много монопрофильных городов, где более 25% населения работают на единственном предприятии либо на группе предприятий одной отрасли. В основном это металлургическая, горнодобывающая промышленность и машиностроение, «спрос на которые упал сейчас глубже всего».

«Поэтому местные власти и запретили публиковать страшные цифры по безработице, которая в таких условиях, естественно, пошла в рост», – полагает г-н Кричевский. По его словам, «эта инициатива будет подхвачена», и в ближайшее время «следует ожидать, что подобные негласные указания будут распространяться не только в Уральском регионе, но и в других, потому что ситуация везде плохая». Самое неприятное, отмечает эксперт, что «и в целом по России статистике о количестве безработных верить не стоит». «Я недавно слышал, как один из профсоюзных функционеров, ознакомившись с реальными данными по безработице в России за январь, открыто заявил, что их ни в коем случае нельзя показывать народу, так как это ударит по капитализации предприятий», – поделился с «НИ» Никита Кричевский.

В свою очередь, гендиректор Центра политической информации Алексей Макаркин отмечает, что «закрыть информацию проще всего», но люди все равно будут получать ее из альтернативных источников – «например, по сарафанному радио». «Это резко снизит доверие к власти. А в кризис, если доверие снижается, то растет уровень протестных настроений. Так что излишнее сокрытие информации ни к чему хорошему не ведет», – считает эксперт. А независимый политолог Дмитрий Орешкин полагает, что сейчас региональные власти больше боятся не народного гнева, а «вышестоящего начальства». «Ведь если будет опубликована реальная цифра безработицы, свердловские чиновники получат по шапке», – дал «НИ» простое объяснение г-н Орешкин.

"