Posted 11 января 2020,, 08:41

Published 11 января 2020,, 08:41

Modified 7 марта, 15:11

Updated 7 марта, 15:11

Росреестр берет деньги за услуги, не оказывает их и не отдает оплату обратно

Росреестр берет деньги за услуги, не оказывает их и не отдает оплату обратно

11 января 2020, 08:41
Фото: tverskaya13.ru
Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии игнорирует граждан, заплативших за услуги, но не получивших их. Сроки перевалили за десятикратные. Ведомство на связь не выходит, деньги не возвращает. Типичное мошенничество, квалифицирует такие действия закон. Но в Росреестре, видимо, считают, что им можно.

Юлия Сунцова

Ситуация коснулась и корреспондента «Новых Известий». Деньги за услугу чиновники взяли легко и непринужденно, а вот о выдаче обещанной справки забыли, похоже что, на веки вечные. На официальные претензии приходят одинаковые ответы от робота, на пятую же жалобу ведомство вообще перестало выходить на связь. Извинений нет. Деньги возвращать, естественно, никто не собирается. В переписке Росреестр признается, что сбой системы носит массовый характер, когда эта проблема рассосется, никто не знает, никто не сообщает. Пошел второй месяц ожиданий – а выпиской, которая изготавливается максимум три дня, и не пахнет.

Сколько реальных сделок тормозится из-за такой халатности?

10 декабря, собирая в журналистских целях информацию о выделенном земельном участке под имущественным комплексом бывшей фабрики «Большевик», я обратилась за выпиской в Россреестр через электронный сервис «Получение сведений из ЕГРН» на официальном сайте Росреестра.

Заполнила в соответствии со всеми требованиями очень неудобную и сделанную через одно место форму заказа выписки, внесла сведения о заявителе (как просили), подписала и отправила запрос. На следующем этапе – внесения оплаты сервис сработал безупречно и ровно через 22 секунды статус моего заявления сменился с «создано» на «ожидает оплаты». По ссылке Росреестр мгновенно выставил мне счет через сайт "Оплата госулуг" (oplatagosuslug.ru).

250 рублей УФК по г.Москве (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве л/с 20736Ц09890) взял с меня в качестве, собственно, платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН.

«Ваш запрос № 40-45670235, зарегистрированный на Официальном сайте Росреестра 10.12.2019, ожидает оплаты. Стоимость услуги без учёта комиссии - 250 рублей. Код платежа – 32116145956702353444. Для продолжения работы необходимо выбрать подходящий Вам вариант оплаты. Оплата обеспечит дальнейшую обработку запроса», - пришло мне уведомление.

Списали с меня, не спрашивая, однако, 255,75 рублей. 5,75 рублей с верху достались какой-то Небанковской кредитной организации «МОБИ.Деньги» (ООО). За что? Оказывается, пошлину в 5,75 рублей я плачу сторонней ООО-шке за то, что та помогает мне оплатить Росреестру мою основную пошлину. Мелочь, а неприятно.

Но самые большие приключения в электронных чертогах Россреестра поджидали на следующем шагу.

Изначально ведомство уведомило о том, что необходимая выписка будет готова в течение трех дней.

«Ваше заявление № 40-45670235, зарегистрированное на Портале 10.12.2019, принято в работу 12.12.2019 в 14:58. Заявление будет обработано в установленные законодательством сроки. Планируемая дата окончания обработки 13.12.2019. После того, как запрос будет выполнен, Вы сможете скачать результат на Портале», - оповестила Администрация интернет-портала государственных услуг.

Но прошло три дня, потом две недели, а сервис по проверке исполнения запроса неизменно выдавал: «! Заявка № 40-45670235 находится в статусе В работе».

Выждав три недели, я позвонила по номеру единой справочной Росреестра 8-800-100-3434.

- Срок исполнения запроса на предоставление сведений из ЕГРН – три дня, - подтвердила девушка из справочной. Потом удивилась, что не три и посоветовала написать в электронную техподдержку, так как в телефонной техподдержке помочь мне, по ее словам, ничем не могут.

Ещё час угробила на подробное «описание своей проблемы» в такой же неудобной и сделанной через одно место форме техподдержки, чтобы к 26 декабря получить простой, как три рубля, ответ.

«Уважаемый Заявитель. На ваше письмо Сообщаем следующее: В настоящее время наблюдается массовая проблема с изменением статусов заявок, сформированных через сайт Росреестра. Проводятся работы по устранению сбоя», - ответили из отдела обработки отложенных запросов Ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра.

Всё это понятно, выражаю сочувствие, но ответ-то когда ждать? – вступила я в переписку с Госведомством.

В ответ на следующий день пришло письмо до боли знакомое по содержанию, синтаксису и пунктуации:

Уважаемый Заявитель. На ваше письмо Сообщаем следующее : В настоящее время наблюдается массовая проблема с изменением статусов заявок сформированных через сайт Росреестра. Проводятся работы по устранению сбоя», - ответил все тот же отдел обработки отложенных запросов Ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра.

Аналогичным образом закончилось рассмотрение пяти моих претензий в адрес Росреестра. Сомнений в том, что нас вежливо послали в... общаться с роботом, и живой специалист нам не светит, не осталось.

Робот в последних письмах вдобавок стал тревожно советовать «в случае последующих направлений писем по данному вопросу в адрес ВЦТО сохранять историю переписки в теле письма для удобства предоставления информации».

На горячей линии ведомства по-прежнему отвечали, что вопрос может решиться только через электронную техподдержку.

В итоге 27 декабря мне пришлось потребовать у робота возвращения денежных средств за неоказанную услугу. В ответ на это письмо обиделись все – на него вообще никто не ответил, даже мой киборг-собеседник оставил гневную претензию без внимания.

С 2014 года на переход Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в электронный документооборот потрачены миллиарды рублей из бюджета.

Министерство экономического развития совместно с Правительством России ставили 1 января 2017 года финальной датой по введению в эксплуатацию электронного сервиса ЕГРН, при помощи которого россияне смогли бы через интернет зарегистрировать права на собственность, получить в электронном виде выписки по интересующим объектам недвижимости, в том числе, осведомиться по кадастровой оценке с целью дальнейших налоговых расчетов и т.д.

На первой волне цифровизации Росреестра (2014-2016гг), согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок РФ, заключается 16 госконтрактов на сумму 1,927 млрд рублей, и эти транши не обходятся без скандалов.

На основе некорректной кадастровой оценки жилой собственности физлиц налоговая насчитывает завышенные взносы тысячам собственников (и это еще не все проверили и не все поняли). Реестр жилья при этом оказался для перепроверок недоступным, а все попытки связаться с ведомством по всевозможным каналам для разъяснений ни к чему не привели.

В эти же годы реализация Росреестром трудоемкой задачи по сведению воедино двух массивов данных – единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН) - то и дело обрастала сводками о мошеннических операциях и вспышках коррупции из-за многочисленных уязвимостей создаваемых систем. Реформа по защите права собственности на первых порах привела к обратному эффекту. Квартиры превращались в гаражи, а некоторое имущество переносилось в новые системы с ошибками. Руководитель Росреестра Виктория Абрамченко лично признавалась в 1% ошибочных записей в новом реестре (то есть пострадало примерно 3 млн собственников – всем им предстояло самостоятельно заниматься переоформлением документов, а части – обращаться в суд).

В 2017 году на Единый Госреестр недвижимости было запланировано выделение 821 млн рублей. Министр экономики Максим Орешкин выходил с публичным заявлением о том, что «нельзя допускать сбоев в работе ведомства в связи с переходом к новым правилам учета и регистрации недвижимости».

18 января сотрудники Росреестра направляют Президенту России и Генпрокурору сообщение о фактическом срыве 218-го ФЗ. «<…> государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав на территории всей Российской Федерации фактически не осуществляется по причине невозможности работы ЕГРН, сведения, содержащиеся в ЕГРН, в нарушение требований федерального закона недостоверны», - пишут они.

В конце коллективного письма подписанты высказывают мнение о злоупотреблении полномочиями руководителем Росреестра, «направленном на сокрытие факта совершения при организации введения в действие ЕГРН деяний, предусмотренных статьями 285.3.– «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений» и 293 – «Халатность» Уголовного кодекса РФ».

«Коллектив Росреестра не считает возможным свое соучастие в сокрытии этих деяний, срыве исполнения федерального закона «О государственном реестре недвижимости», создании недостоверного реестра недвижимости, подрывающего все основополагающие принципы формирования Единого государственного реестра недвижимости», - заключают они.

К тому времени на ЕГРН потрачено уже более 2,5 млрд рублей. Вместе с тем, руководство Росреестра издает внутреннее распоряжение, запрещающий сотрудникам обсуждать эту проблему публично, в СМИ и социальных сетях. Данная директива за подписью помощника руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексея Сотскова расходится в федеральной прессе. Руководство Россреестра реагирует на скандал официальным сообщением о «прекращении на неопределенный срок предоставления электронных услуг» в связи с «проведением актуализации контента».

Конец 2019 – новый скандал. Массовые задержки и сбои при выдаче выписок ЕГРН и прекращение предоставления отдельных услуг. На этот раз Росреестр винит Федеральную службу судебных приставов, приостанавливает прием запросов от них и просит государство раскошелиться на расширение мощностей.

«Перегрузка систем сайта вызвана в первую очередь роботами ФССП. В октябре служба направила в Росреестр более 67 млн запросов (около 40% заявок на получение информации)», – сообщает пресс-служба ведомства в декабре 2019-го.

1,6 млрд рублей – такую сумму озвучивают руководители Росреестра и обещают на эти деньги создать три мощных дата-центра - основной, резервный и «холодный».

Месяцами ранее в перебоях в своей работе Росреестр обвинил коммерческие онлайн-сервисы, выступающие посредниками между гражданами и ведомством при заказе и выкупе выписок.

Пока же в высоких кабинетах усердно работают над «цифровым прорывом» и распределяют очередные миллиардные бюджеты между структурами-госгигантами, гражданам, участникам рынка и бизнесу остается только безропотно ждать, развлекаться с роботами-автоответчиками и вспоминать счастливую бумажную эру.