Posted 9 декабря 2007,, 21:00

Published 9 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:18

Updated 8 марта, 08:18

Операция прикрытия

Операция прикрытия

9 декабря 2007, 21:00
На этой неделе Центризбирком начнет принимать документы от кандидатов в президенты России. Хотя о своем желании баллотироваться уже заявили более десятка политиков, имя преемника до сих пор остается неизвестным. В этой связи эксперты не исключают выдвижение сразу нескольких кандидатов от власти, которые будут имитирова
Сюжет
Выборы

Кандидатов в президенты с каждым днем становится все больше. В минувшую субботу съезд Народно-демократического союза выдвинул кандидатом на пост главы государства экс-премьера Михаила Касьянова. О желании баллотироваться также заявили целый ряд политиков. Среди них лидер коммунистов Геннадий Зюганов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, бывший первый вице-премьер Борис Немцов, советский диссидент Владимир Буковский, экс-глава Центробанка Виктор Геращенко, бывший член ГКЧП Олег Шенин, находящийся в СИЗО мэр Архангельска Александр Донской и лидер занявшей последнее место на думских выборах 2 декабря Демократической партии России Андрей Богданов. Если все желающие побороться за пост главы государства будут зарегистрированы, в избирательном бюллетене могут оказаться более десяти кандидатов в президенты. В субботу председатель ЦИК Владимир Чуров рассказал, что уже поступило около 20 заявлений от возможных кандидатов-самовыдвиженцев, правда, надлежащим образом из них оформлено только 12. На прошлых выборах президента такого разброса фигур не было. Но и сама кампания была на редкость вялой: тогда партийцы фактически отправили своих «замов», поскольку знали, что со значительным перевесом победит Владимир Путин.

Эти выборы проникнуты долгоиграющей интригой – кандидат от Кремля до сих пор не известен. Роль преемника в разное время приписывали первым вице-премьерам Сергею Иванову и Дмитрию Медведеву, премьер-министру Виктору Зубкову, а также ряду губернаторов – например, Валентине Матвиенко или Александру Ткачеву. Однако никто из них пока не начал предвыборную кампанию. А на прямой вопрос о возможности участия в президентских выборах все потенциальные преемники отвечают уклончиво. Только Виктор Зубков в день своего представления в Госдуме обмолвился, что допускает выдвижение себя в президенты. Замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский поясняет «НИ», что затягивание интриги выгодно Кремлю. Это позволяет уберечь преемника от противодействия внутри элиты и нападок со стороны политических противников.

«Если бы Путин назвал преемника до думских выборов, его критика стала бы частью избирательной кампании оппозиции, которая имела много эфирного времени на телевидении», – говорит политолог. Выдвижение кандидатов в президенты завершается 23 декабря. А 27 января следующего года ЦИК РФ назовет окончательный список участников президентской гонки. Затем будут агитационный период со 2-го по 29 февраля и голосование 2 марта.

Если преемник будет назван в ближайшие две недели, на агитационную кампанию ему останется не более двух с половиной месяцев. С одной стороны, это сравнительно мало. У Владимира Путина восемь лет назад от заявления о готовности участвовать в президентских выборах до самих выборов прошло более полугода. Но, с другой стороны, все более очевидным представляется сценарий, согласно которому имя преемника граждане узнают буквально накануне дня голосования. И это не помешает преемнику победить уже в первом туре. Такое возможно, если кремлевских кандидатов будет выдвинуто сразу несколько. Дмитрий Бадовский считает «технологически оптимальным» выдвижение трех кандидатов. Одного из них выдвинет «Единая Россия» на съезде, который, как заявил в минувшую пятницу лидер партии Борис Грызлов, пройдет 17 декабря. Второго несколькими днями позже может выдвинуть «Справедливая Россия». Впрочем, в конце прошлой недели Сергей Миронов заявил, что партия не будет выдвигать своего кандидата в президенты, а поддержит кандидата, выдвинутого «Единой Россией». Однако, как показали думские выборы, списки «справедливороссов» перекраивались по нескольку раз, а первая тройка кандидатов уже в ходе кампании превратилась в двойку. Так что свое решение в руководстве «Справедливой России» могут изменить в любой момент.

Для выдвижения третьего кандидата может быть использовано движение «За Путина», для которого не составит труда собрать положенные для регистрации два миллиона подписей. Самими же кандидатами могут стать высокопоставленные чиновники. Директор Центра политической информации Алексей Мухин называет «НИ» в числе возможных кремлевских кандидатов министра природных ресурсов Юрия Трутнева, вице-премьера Алексея Кудрина, а также спикеров палат парламента Сергея Миронова и Бориса Грызлова. Вместе с тем в свете последних событий кандидат, выдвинутый движением, может оказаться как раз этим самым преемником, а остальные провластные партии поддержат его.

Если кремлевских кандидатов будет несколько, то они, несомненно, начнут имитировать между собой предвыборную борьбу, как это до недавнего времени успешно делали партии «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Эта борьба будет широко освещаться на центральных телеканалах, в отличие от предвыборной активности оппозиционных кандидатов. Так у большинства избирателей сложится впечатление, что за пост президента борются не власть и оппозиция, а просто несколько очень достойных людей. Владимир Путин, в свою очередь, будет хранить молчание, оставаясь над схваткой. Лишь в последний момент он назовет имя «настоящего» преемника, что будет означать его победу на выборах. Руководитель аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов говорит «НИ», что свыше 60% граждан готовы голосовать за любого, на кого укажет Владимир Путин. При этом социолог также убежден, что у «преемника» обязательно будет дублер. «Он в любом случае нужен, потому что вдруг главный кандидат в аварию попадет? – говорит г-н Бызов. – Поэтому какой-то дублер от партии власти будет обязательно, но тот, кто заведомо много голосов не отберет».

Президенту такое развитие событий очень выгодно. По словам Дмитрия Бадовского, конкуренция преемников позволит Владимиру Путину «сохранять инициативу» вплоть до 2 марта. Если же преемник будет назван уже в декабре, тогда президент неминуемо переместится на второй план, так как все внимание элиты будет обращено на будущего президента. Сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков рассказывает «НИ», что выдвижение сразу нескольких кремлевских кандидатов также исключит возможность срыва выборов, когда все оппозиционные кандидаты солидарно снимут свои кандидатуры. В этом случае второй и третий кремлевские кандидаты исполнят роль «спарринг-партнеров».

Риски подобного сценария связаны с возможными конфликтами среди представителей элит. По словам Алексея Мухина, одна такая предвыборная война уже началась. Это дело замминистра финансов Сергея Сторчака, с прицелом на исключение из числа потенциальных преемников Алексея Кудрина. Кроме того, может сложиться ситуация, когда избирателей привлечет один кандидат, а президент призовет голосовать за другого. Даже если первый кандидат снимет свою кандидатуру в пользу второго, это не будет означать автоматической передачи голосов..

В свою очередь исполнительный директор Ассоциации защиты прав избирателей «Голос» Лилия Шибанова напомнила «НИ» о том, что не последнюю роль на выборах играют собственно избирательные комиссии. При этом эксперт не верит в способность оппозиции проконтролировать работу этих комиссий. По мнению г-жи Шибановой, оппозиционные кандидаты, если бы объединились, могли бы ввести в состав участковых избирательных комиссий на правах членов с совещательным голосом хотя бы по два человека, имеющих фотоаппарат и видеокамеру для фиксации того, как происходит подсчет голосов. Однако едва ли российская оппозиция наберет 180 тыс. таких наблюдателей для охвата 95 тыс. избирательных участков. К тому же оппозиционеры, которых допустят до выборов, могут сами не захотеть ссориться с властью. По словам Лилии Шибановой, «после думских выборов уже кто в депрессии, кто в эйфории, но никому уже ничего не интересно».

Получился второй тур

На сайте «Новых Известий» прошла традиционная «репетиция» выборов президента России. Читатели «НИ» отвечали на вопрос: «За кого из вероятных кандидатов в президенты России вы проголосовали бы, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?» В виртуальном голосовании победу в первом туре не одержал никто из предложенных политиков. Во второй тур вышли два первых вице-премьера – Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. Причем Иванову (20 %) удалось обогнать Медведева (13%). Одинаковое количество поклонников среди читателей «НИ» (по 10 %) оказалось у лидера «Яблока» Григория Явлинского и главы ЛДПР Владимира Жириновского. Немного не дотягивает до них Борис Немцов, набравший 9%. Председателю правительства Виктору Зубкову удалось всего за несколько месяцев приобрести симпатии 8% голосовавших и получить столько поддержки, сколько Геннадий Зюганов добивался много лет. А вот диссидент Владимир Буковский хоть и не показал впечатляющих результатов, все-таки обогнал по популярности своего конкурента по демократическому лагерю Михаила Касьянова и губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко. Меньше же всего симпатизируют читатели «НИ» двум спикерам – Сергею Миронову и Борису Грызлову, несмотря на то, что возглавляемые ими партии совсем недавно благополучно попали в Госдуму.



Читатели «Новых Известий» не представляют премьер-министра России Виктора Зубкова в кресле президента РФ. Таковы результаты опроса, проведенного на сайте издания. Только 10% проголосовавших ответили утвердительно на вопрос, видят ли они в г-не Зубкове будущего президента России. В то же время 26% граждан полагают, что это маловероятно. Мнения оставшихся читателей разделились практически поровну. Половина из них предположила, что это «вполне может быть», зато другая половина уверена, что это «точно не может быть»

"