Posted 9 декабря 2003,, 21:00

Published 9 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

«Медвежья» неожиданность

9 декабря 2003, 21:00
Накануне выборов председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков пообещал, что объявит после их окончания, чей прогноз результатов голосования окажется самым точным. Примечательно, что ЦИК сама рассылала социологам специальные бланки, которые им предлагалось заполнить. Г-н Вешняков сдержал обещание.

Как оказалось, наиболее адекватно настроения и политические предпочтения граждан воспроизводят социологи ВЦИОМ-А. Они точнее всех угадали процент явки избирателей и распределение голосов по партиям. К такому выводу пришли в Российском центре обучения избирательным технологиям при ЦИК России. Комментируя «Новым известиям» успех возглавляемой им службы, руководитель ВЦИОМ-А Юрий Левада заметил, что «предвыборная кампания была очень неинтересной». «Бурным оказался только ее финиш. Буквально в последние дни произошли серьезные изменения, – заявил г-н Левада. – Поэтому в своих оценках мы опирались не только на традиционные опросы, но и на политические тенденции». В итоге ВЦИОМ-А точно предсказал и провал правых, и триумф «Родины» с жириновцами. Вот только «единороссы» в реальности получили больше, чем по их прогнозу. Прочие социологические службы подвело, похоже, как раз недостаточное понимание тенденций.

Большинство опрошенных нами социологов заявляли, что их прогнозы не претендовали на особую точность, так как финал кампаний у многих партий и кандидатов оказался скомканным. «Судя по результатам праймериз, приблизительно равное количество голосов должны были получить «Яблоко» и «Родина», – сообщил «Новым Известиям» представитель государственной социологической службы ВЦИОМ Дмитрий Поликанов. Также он заметил, что ВЦИОМ, нередко обвиняемый в ангажированности, не давал «единороссам» больше 31–33%. Это, по его мнению, свидетельствует о беспристрастности «государевых» социологов.

Специалист же социологической службы РОМИР Николай Попов заявил, что объективность соцопросов в принципе нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Именно поэтому, считает он, в России еще не было прецедентов судебных исков, предъявленных заказчикам и исполнителям социологических исследований. «Всегда есть возможность поправить любую цифру, и за этим не уследить», – заметил г-н Попов.

"