Posted 9 ноября 2008,, 21:00

Published 9 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:55

Updated 8 марта, 07:55

Системный ответ

Системный ответ

9 ноября 2008, 21:00
Системный ответ

Национальный план борьбы с коррупцией начинает приобретать предметные очертания. В минувшую пятницу Госдума приняла в первом чтении проект закона «О противодействии коррупции» – базовый в пакете из четырех президентских законопроектов. Борьбу с коррупцией как приоритетную задачу новый глава государства провозгласил с первых же дней после вступления в должность. Назвав коррупцию «системной проблемой», Дмитрий Медведев призвал «противопоставить ей системный ответ». И вот основные составляющие этого ответа получили законодательное оформление.

Начать с того, что наконец дано определение понятию «коррупция». Это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Перечень коррупционных деяний, прописанных в законопроекте, можно расширять (например, включить в него такую форму взятки, как продвижение по службе), но едва ли до бесконечности: главное сказано.

Достаточно основательными представляются и меры по профилактике коррупции. Особенно важной из них, на мой взгляд, является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Рядовые граждане вряд ли подозревают, каков коррупционный потенциал закона, регулирующего, скажем, экспортные пошлины на тот или иной товар. Но кое-что они постигли и собственным житейским опытом. Спросите автомобилистов, чем пахнут бесконечные поправки в КоАП, связанные с нарушением ПДД, и они вам ответят на этот вопрос даже без всякой экспертизы.

Еще одно важное нововведение: госслужащих обяжут декларировать собственные доходы и доходы членов семьи. Должностному лицу также предписывается информировать правоохранительные органы о «ставших ему известными случаях коррупции». Последнее, мне кажется, излишне. Мало того, что чиновники станут стучать друг на друга, так еще и не предусмотрена ответственность на тот случай, если «информация» не подтвердилась. Не говоря уж о том, что эта норма закона может оказаться инструментом для сведения личных счетов.

Надо заметить, коррупционное могущество российских чиновников прирастает провинцией. Там – корневая система поборов, откатов, казнокрадства. В Москве же – скорее верхушка. Но чем ближе к столице, тем чаще приходится давать взятки. По данным «Левада-Центра», 83 процента сибиряков никогда не раскошеливались на мзду. На Урале таковых оказалось 72 процента. В Поволжье – менее 68 процентов. А в Москве взятки дает каждый второй. Средний размер подношений составляет 5 тысяч рублей. Максимальная взятка, которую давали опрошенные, – 75 тысяч. Минимальная – 20 рублей.

Озверевшие от поборов граждане в своих настроениях дошли до края. По опросам ВЦИОМ, каждый третий россиянин требует введения смертной казни за коррупцию и экономические преступления. Почти 40 процентов опрошенных настаивают на радикальной чистке и сокращении госаппарата. И столько же респондентов предлагают сделать нормой конфискацию имущества не только коррупционеров, но и членов их семей. Сообщения о том, что мэр такого-то города пошел под суд за взятки, народ воспринимает с мстительным удовлетворением. Как показывают опросы, жители многих регионов желают такой же участи и своим руководителям. Но почему карательная машина, доселе равнодушная к фигурам, достойным ее внимания, вдруг принимается перемалывать их? Этим вопросом рядовое большинство не задается. А зря. «Коррупция – это существенный механизм в поддержании внутриэлитного баланса, – считает руководитель аналитической группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. – Власть покупает чиновника возможностью жить на не совсем легальный доход. Безусловно, есть огромное число абсолютно честных и порядочных чиновников, но существует негласное правило игры: ты можешь «химичить» в определенных пределах в обмен на лояльность. И это даже поощряется. Если же вдруг ты проявишь нелояльность не к государству, а к конкретному клану – у этого клана всегда есть, за что тебя привлечь».

Отдельный сюжет – подарки чиновникам. Материальные знаки внимания государственным служащим никак не удается регламентировать. И вот – первая попытка ввести законодательные ограничения: все «протокольные» подарки, стоимость которых превышает 5 тысяч рублей, предлагается признать федеральной собственностью. Но едва ли эта мера окажется эффективной. Ведь подарок (а по сути, взятка) не всегда имеет вещественное воплощение. В ходу все чаще такие знаки вознаграждения, как, например, устройство родственников влиятельного чиновника на доходные посты в сфере бизнеса. Подобные подарки, понятное дело, не требуют декларирования.

«Системный ответ» на «системную проблему», каковой является коррупция, вот-вот приобретет форму закона. Но пока не подвергнутся усекновению сами функции, с которых кормится бесчисленная армия «разрешателей» и «запретителей», до тех пор коррупционно опасные ситуации будут воспроизводиться автоматически, а не из-за отсутствия писаных для чиновничества законов.

Автор – публицист, политический обозреватель

"