Posted 9 ноября 2006,, 21:00

Published 9 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:50

Updated 8 марта, 08:50

Проходите мимо

Проходите мимо

9 ноября 2006, 21:00
Чем ближе выборы, тем чаще, как ожидается, будут проходить в стране митинги и массовые выступления. События 4 и 7 ноября показали, что правоохранительные органы могут действовать против демонстрантов быстро и жестко, особенно в ходе несанкционированных акций. Даже если вы не активист оппозиционного движения, у вас нема

Лидер «Авангарда красной молодежи» (АКМ) Сергей Удальцов полагает, что чиновники спокойно относятся только к тем акциям, которые не направлены против действующей власти. «4 ноября мы участвовали в митинге «Россия без фашизма» и видели, что власть в этот день не была заинтересована в каких-либо столкновениях. Милиция помогала организаторам поддерживать порядок, охраняла манифестантов от возможных нападений со стороны ультраправых», – рассказал он «НИ».

Совсем другая картина складывается во время акций, которые носят антиправительственный характер. На днях глава столичного ГУВД Владимир Пронин, подводя итоги работы правоохранителей в День народного единства, заявил, что сотрудники милиции, прокуратуры были сориентированы «вежливо относиться к законопослушным гражданам» и вместе с тем жестко подходить к тем, кто «нарушает установленные правила». Но часто в злостных нарушителей превращаются обычные граждане, которые просто захотели прийти на митинг и уже на месте узнали, что он не санкционирован властями города.

Жаловаться – себе дороже

В конце октября прошлого года у здания мэрии Москвы ОМОН разогнал несанкционированный антифашистский митинг. Когда протестующим все-таки удалось выстроиться возле памятника Юрию Долгорукому, ОМОН начал хватать собравшихся за руки и за ноги и заносить в автобус. Многим очевидцам запомнилась сцена, как омоновцы заталкивали в автобус калеку на инвалидном кресле. Но кресло не проходило в дверной проем, а оторвать мужчину, который крепко держался за него, милиции так и не удалось. Под давлением возмущенных криков граждан инвалида все же оставили в покое.

С пикетами тоже не все так просто. В конце августа милиционеры разогнали пикет активистов «Яблока», протестовавших против снятия с выборов одного из своих кандидатов. Одним из первых скрутили и затолкали в машину лидера молодежного «Яблока» Илью Яшина. Бросившийся ему на выручку депутат Мосгордумы Сергей Митрохин получил удар в лицо. Как рассказал сам г-н Митрохин, во время другой акции один омоновец ударил его ногой в грудную клетку. «Я специально взял медицинскую справку, – сказал он «НИ». – Полдня провел за написанием заявления вместе с адвокатом в присутствии помощника прокурора. Все стадии были досконально пройдены, а в полученном ответе было сказано, что нет никаких нарушений».

Даже одиночный пикет провести проблематично. Активистка либерального молодежного движения «Оборона» Ольга Горелик рассказала «НИ», что, когда она однажды проводила такой пикет у здания МИД, к ней подошел милиционер и пригрозил, что приведет бомжей, которые забросают здание бутылками. «А я скажу, что это ты устроила, и на тебя повесим организацию беспорядков», – вспоминает она слова «добросовестного» правоохранителя.

Как показывает жизнь, во время беспорядков лучше держаться подальше от лидеров радикальных движений. Сергея Удальцова, возглавляющего АКМ, вычислили по фотографии двое людей, которые подошли к нему, стали выкручивать ему руки и душить. «Наши товарищи кинулись его освобождать, и на них набросился ОМОН, – рассказывали тогда «НИ» в АКМ. – В итоге вместе с Удальцовым задержали 30 человек».

Впрочем, чтобы получить по шее, не обязательно быть ярым оппозиционером. В конце мая обманутые дольщики организовали палаточный городок у Белого дома, а ОМОН, в свою очередь, организовал его штурм. «Некоторые женщины спали в палатках, а их били за это ногами. Ломали и крутили руки всем мужчинам», – говорили участники событий. После произошедшего пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой, объясняя действия ОМОНа, заявил, что «столичные власти намерены и впредь пресекать любые несанкционированные массовые акции на территории города».

И уж совсем беда, когда рядом нет журналистов. В таких случаях милиционеры часто дают волю рукам, ведь никто не увидит, а как потом человек докажет, что его избили защитники порядка? «Весной я участвовал в одиночном пикете у МИД, на который пришел с распечаткой закона, где четко говорится о том, что такая акция не требует согласования, – сообщил «НИ» активист движения «Мы». – Милиция сначала спорила со мной, а затем, увидев, что журналистов нет, пошла на хитрости. Сначала они подослали ко мне некую дворничиху, которая стала кричать, чтобы я убирался оттуда, и поливала водой из шланга. Было холодно, но я остался, и тогда вместо дворничихи пришли два алкоголика, которые сбили меня с ног. Милиционеры, увидев, что я все равно не ухожу, подошли к алкоголикам, что-то им тихо сказали, и те ушли. Позже меня все-таки задержали и увезли в ОВД «Арбатское». Потом уже, правда, прокуратура заявила, что задержание было необоснованным, но идти куда-то жаловаться – себе дороже».

Попал под горячую руку закона

Стоит отметить, что большинство митингов и шествий проходят более или менее спокойно. И лишь в крайних случаях бывает жесткий вариант развития событий. В первую очередь после «нейтрализации» организаторов акции милиционеры выхватывают из толпы наиболее буйных и крикливых граждан, а также тех, у кого в руках плакаты. Остальным, как правило, дают спокойно разойтись. Но, когда в дело вступает ОМОН, лучше отойти в сторону или вообще бежать. Если требуют убрать фотоаппарат или камеру, безопаснее подчиниться. В лучшем случае отнимут, в худшем – разобьют.

Наиболее сложные ситуации возникают при разгоне акций с большим скоплением народа. Если задерживают, не сопротивляйтесь. Могут приписать что угодно, потом затаскают по судам. Правозащитника Льва Пономарева задержали во время акции памяти жертв бесланской трагедии 3 сентября, которая не была санкционирована властями. По его мнению, милиционеры тогда нарушили закон. «Они не представились, не сказали: «Лев Александрович, пройдемте туда-то, – вспоминает он. – Я бы прошел сам, но они схватили меня и поволокли в автобус».

В Москве, по наблюдению пресс-секретаря НБП Александра Аверина, правоохранители все же больше соблюдают закон по отношению к любителям митинговать. «А где-нибудь в провинции человека могут просто поймать на улице, избить и увезти куда-нибудь», – сказал он «НИ».

Если начинают бить, кричите, чтобы привлечь внимание окружающих. При отсутствии свидетелей будет весьма затруднительно доказать, что вы не лезли с кулаками на милиционера, а просто попались ему под горячую руку. Так, например, депутата Мосгордумы Сергея Митрохина однажды обвинили в том, что он укусил милиционера за палец. Еще совет: на митингах лучше держаться поближе к журналистам, потому что при них правоохранители не позволяют себе лишнего. Хотя в случае серьезных беспорядков репортеров стараются задержать в первую очередь, так что здесь не угадаешь.

Юридический ликбез

По наблюдениям ветеранов уличных акций, с обычными людьми милиционеры ведут себя более хамски, чем с представителями политических организаций, которые юридически достаточно хорошо подкованы. С теми, кто хорошо знает свои права, воинственно настроенные стражи порядка обычно теряются. Кроме того, у партии или движения, как правило, есть юридическая служба, но не всякий человек может позволить себе адвоката. Так что всегда лучше знать о своих правах.

В отделении не надо нервничать, а лучше внимательно читать протоколы и не подписывать бог знает что. Не поддаваться на провокации и не соглашаться на сомнительные уговоры типа: «Ты подпиши вот это, быстрее отпустим», или: «Если не подпишешь, мы на тебя такое повесим!» Настаивать на своей версии случившегося и верить только собственным глазам, а не чужим рассказам. В любом случае можно сказать правоохранителям о том, что вы не знали, что акция не санкционирована. Вы не организатор и не партийный деятель, так что действительно могли и не знать. Обычно милиционеров такой ответ вполне устраивает. В любом случае, общаться с правоохранителем следует подчеркнуто вежливо и ни в коем случае не сопротивляться.

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

При задержании не стоит махать перед лицом правоохранителя руками и цитировать выдержки из законов. Милиционер может обидеться, решив, будто вы думаете, что умнее его. Всегда помните: к молодым отношение жестче. Если вы увидели, что пожилая женщина ударила омоновца пакетом по голове и ей за это ничего не было, не рискуйте повторить трюк. Не стоит пытаться вывести омоновца на откровенный разговор наподобие: «Сынок, тебе в глаза-то мне смотреть не стыдно?» Ему не стыдно, поскольку он исполняет приказ.

Практически равны нулю шансы пострадать на праздничном митинге в честь дня рождения города или акции за третий срок президента. Шансы многократно возрастают, если вы будете ходить среди возмущенной толпы и кричать лозунги против действующей власти. И уж точно вы заинтересуете стража правопорядка, если принесете с собой плакаты с нецензурными лозунгами. Чтобы окончательно смутить милиционера, наденьте маску или медицинскую повязку, закрывающую пол-лица.

Одеваться лучше попроще – парадно-выходной костюм может пострадать. Не берите с собой колющие, режущие предметы, а также газовые баллончики. На все массовые акции теперь пропускают только через металлодетекторы, так что все запрещенное все равно отберут. Во время давки во чтобы то ни стало твердо держитесь на ногах, иначе окажетесь под каблуками демонстрантов.

Фото: AP. SERGEI PONOMAREV

"