Posted 9 ноября 2003,, 21:00

Published 9 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Электорат, ты не прав!

9 ноября 2003, 21:00
«Яблоко» и СПС провели в Москве 7 ноября две акции. Первая – общая, посвящена была в основном «угрозе демократии». Смысл второй – эксклюзивно «правой» – состоял, похоже, во внедрении партийных лозунгов в головы подвыпившей молодежи. Процесс внедрения проходил с большим трудом.

К 12 утра на Пушкинской площади собралось около 2 тыс. человек. Они пришли на митинг демократических сил, организованный партией «Яблоко». Представителей СПС «яблочники» тоже позвали. На уровне «массовки» к митингу, кстати говоря, лучше подготовились именно эспээсовцы. Мало того, что их было едва ли не столько же, сколько «яблочников», так они еще и выглядели на порядок сплоченней. Среди «правых» преобладала молодежь – здоровые на вид и очень веселые ребята в ладных куртках с надписью СПС.

Юноши «Яблока» выглядели менее спортивно. Да и вообще «яблочными» флагами размахивали не только (и не столько) они. Знаменосцами на время митинга заделался пожилой актив партии. Организаторы митинга наделали кучу одинаково оформленных транспарантов, на которых партийные лозунги перемежались высказываниями типа «СПС и «Яблоко» – Россия у нас одна». Среди «яблочников» выделялись двое хмурого вида мужчин с самодельными картонками. На них маркером было выведено: «Всех не посадите» и «Россия станет свободной».

На митинге также присутствовало некоторое количество людей с флажками компании ЮКОС. Некоторые из них на вытянутых руках держали фотопортреты Михаила Ходорковского. Где-то позади фланировал старичок с плакатом «Рыжего адвоката на нары». «Ты глянь, вот урод», – отреагировал на провокацию юноша от СПС и сказал по этому поводу несколько нехороших слов. Старичка тут же прогнали. Три человека гордо сгруппировались под флагами Радикальной партии. Над ними посмеивались, но не прогоняли.

Наконец начался собственно митинг. «Мы чувствуем, что полученная нами в начале 90-х демократия все больше и больше сжимается», – сообщил собравшимся г-н Явлинский. Те, кто выступал следом (среди них были депутаты Владимир Лукин, Александр Шишлов, правозащитники Валентина Мельникова, Людмила Алексеева), по сути, на разные лады развивали эту мысль. Представлявший СПС г-н Немцов заявил, что для него не столь важно, за «Яблоко» или за его партию проголосуют присутствующие. Главное – единство в борьбе.

Рок-концерт на Славянской площади, устроенный СПС, задумывался, похоже, как раз для того, чтобы политизировать традиционно безразличную к выборам молодежь. Видимо, потому, что эта задача представлялась крайне сложной, на мероприятие зазвали действительно грандов отечественного рока, каждый из которых исполнил по пять-шесть хитовых песен. Послушать хорошую музыку пришли несколько десятков тысяч человек. Правда, последующие выступления Бориса Немцова и Ирины Хакамады почти свели на нет агитационно-пропагандистский эффект дорогостоящего представления.

Началось с того, что г-жа Хакамада вышла на сцену и заявила: «С сегодняшнего дня это будет наш праздник, праздник молодежи». Эти слова собравшиеся встретили хохотом, видимо, не поверив, что партийная дама от СПС тоже относится к молодежи. Дальше г-жа Хакамада по-воспитательски вкрадчиво поинтересовалась: «Вы обещаете, что седьмого числа придете на выборы?» На этот раз реакция толпы была более эмоциональной – ответные выкрики в основном сводились к нецензурным выражениям. «Совсем за лохов держат», – прокомментировал ситуацию подросток хеви-металлического вида стоявшему рядом приятелю. «Типа, мы быдло. А я музыку просто пришел послушать», – согласился товарищ.

Масла в огонь подлил Борис Немцов. «Сейчас мы с Ириной будем обучать вас программе СПС. Я буду говорить слово, а вы отвечайте, да или нет. Годится?», – неосторожно обратился он к публике, которая перед этим уже выслушала гимн СПС и теперь явно жаждала не разгадки ребусов, а музыки. «Нет!!!», – проревела толпа. Борис Ефимович на отказ внимания не обратил: «Россия!». «Да!», – ответило людское море. «Война». – «Нет!». «Наркотики». – «Да!!!» – дружно заорал народ. Борис Ефимович одиноко прокричал: «Нет!!!». И вновь он сделал вид, что ничего не услышал, и продолжил перечислять: «Свобода», «Доход», «Прорвемся». С ним соглашались. Всем хотелось поскорее концерта. «Мы все равно круче всех. А теперь позовем диджея», – щегольнул модным словом Немцов. Диджеем оказался Николай Фоменко. Он вышел в желтой юкосовской куртке и бейсболке. Г-н Немцов назвал это мужественным шагом и добавил: «Вы понимаете, о чем я говорю». Молодежь определенно поняла.

"