Posted 9 октября 2011,, 20:00

Published 9 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:59

Updated 8 марта, 05:59

Виртуальная вольница

Виртуальная вольница

9 октября 2011, 20:00
Сейчас, по оценочным данным фонда «Общественное мнение», в России насчитывается более 50 млн. интернет-пользователей. Перед предыдущими выборами в Госдуму было вдвое меньше. После старта парламентской избирательной кампании-2011, которая фактически сливается с президентской, вопрос о методах ведения политической борьбы

Однако Сеть берет не только числом, но и умением: в ней меняются доминирующие источники. Если четыре года назад партийные сайты или личные странички политиков выполняли основную функцию распространения информации, то сегодня они стали просто визитками. Из них можно узнать лидеров, устав организации, некоторые новости, но обратная связь там практически не предусмотрена. Зато социальные сети, твиттеры и блоги с возможностью комментирования и копирования новостей способны из самого захудалого информационного повода раздуть сенсацию. Это подтверждает статистика популярного поисковика за последний месяц, когда участвующие в выборах партии провели свои съезды. «Единую Россию» граждане «запросили» 268,1 тыс. раз, «Правое дело» – почти 203 тыс., «КПРФ» – более 91 тыс., «Справедливую Россию» – 44 тыс., «Патриотов России» – 17,8 тыс. «Яблоко» – 13,8 тыс. раз.

Председатель межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павел Чиков уверен: Интернет будет серьезной площадкой политической борьбы в ходе двух ближайших избирательных кампаний: одной – начавшейся уже официально, другой – по сути. «Аналитики уже говорят, что это последний избирательный цикл в России, когда предпочтения электората обеспечивает телевидение. Следующий цикл, который начнется через 5–6 лет, уже будет определять Интернет», – пояснил «НИ» эксперт. Призывами использовать Интернет в политических целях, подчас откровенно неблагородных и провокационных, отметились уже многие. Так, небезызвестному Василию Якеменко, руководителю Росмолодежи, приписывают призыв к «нашистам» активно «троллить», то есть создавать негативный информационный фон политическим оппонентам именно в Сети.

Ее превращению в поле борьбы без правил «помогает» полная неспособность российских правоохранителей расследовать дела о DDoS-атаках на интернет-ресурсы. «То есть нет ни следственной, ни судебной практики по такого рода делам, ни оперативных навыков и методов выявления киберпреступлений такого рода. Те, кто организует хакерские атаки на ресурсы, знает об этом и будет активно это использовать, не опасаясь ответственности за свои действия», – прогнозирует Павел Чиков. А вот заведующий кафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ, президент ассоциации интернет-издателей России Иван Засурский, наоборот, полагает, что DDoS-атаки на сетевые ресурсы оппонентов в предвыборный период вряд ли станут массовым явлением.

«Что касается атак, то могу сказать, что пока нет необходимости кого-то так жестко контролировать. Нет никакого нового сумасшедшего компромата, где нужно кого-то заставить замолчать или чего-то в этом роде. Может быть, это делается из-за снижения рейтингов, но все равно доказательств не найдешь», – отметил «НИ» эксперт.

Как бы то ни было, блогер, член бюро движения «Солидарность» Илья Яшин считает Интернет «единственной площадкой, где свобода слова действует в полной мере». «Конечно, есть попытки установить цензуру, есть факты преследования оппозиционных блогеров, есть даже аресты. Тем не менее если сравнивать, то Интернет – самая свободная публичная площадка», – заявил «НИ» г-н Яшин.

Это, отмечают эксперты, понимает власть, которая, по их мнению, еще предпримет попытки законодательно ограничить виртуальную свободу. Они вспоминают попытки установить ответственность интернет- СМИ за комментарии пользователей. Развернутая борьба с экстремизмом тоже предусматривает определенные ограничения для пользователей Сети. К тому же настораживает инициатива России, Китая, Узбекистана и Таджикистана принять на уровне ООН Международный кодекс по обеспечению безопасности в сфере информации. Речь идет о введении системы международного управления Интернетом, которая позволит государствам ограждать своих граждан от определенной информации, идущей из других стран.

«Достоверно известно, что в структурах МВД, ФСБ, Следственного комитета, Генпрокуратуры есть специальные подразделения, которые занимаются отслеживанием определенного контента в Сети с целью последующего правового или силового (с точки зрения принуждения) реагирования, – утверждает Павел Чиков. – Известно, что все интернет-провайдеры в России находятся на коротком поводке у ФСБ, поскольку только эта структура дает согласие и лицензию на осуществление телекоммуникационной деятельности. Безусловно, такой ресурс давления на контент через провайдеров уже используется и будет еще больше активизирован к выборам». Вместе с тем, признает г-н Чиков, «есть определенное ощущение крайне низкой заинтересованности российской общественности к политическим событиям в этот избирательный цикл по всем понятным причинам». «Поэтому ожидать какого-то серьезного политического противостояния с серьезными выводами и радикальными высказываниями в связи с никчемными выборами в никчемную Думу особенно не приходится», – полагает правозащитник.

Однако с такими оценками согласны не все. «Естественно, что все политические силы – и левые, и правые, и фашиствующие, и либеральные – поняли, что Интернет становится сегодня основным ресурсом, – констатирует президент фонда «Комиссия по свободе доступа к информации» Иосиф Дзялошинский. – Мы буквально на днях посчитали и поняли, что как минимум половина россиян сегодня рассматривает Интернет как доминирующее средство информации и коммуникации. Поэтому, ориентируясь на разные электоральные группы, конечно, все политические силы будут использовать Интернет». Эксперт сообщил «НИ», что на сканирование Интернета брошены огромные деньги, и многие маркетинговые организации уже получили соответствующие подряды, поскольку и властные, и политические конкурирующие структуры собираются непрерывно следить за тем, что происходит.

Что касается расстановки сил в Сети, то эксперты сходятся во мнении, что максимальный эффект от агитации в ней могут получить оппозиционеры, хотя подобная виртуальная победа вряд ли окажет влияние на исход выборов. «Интернет-аудитория значительно более оппозиционна, чем провластна, – сообщил «НИ» политолог Валерий Хомяков. – Это единственное информационное пространство, которое не подконтрольно властям. Здесь не снимешь перетяжку или билборд, не позвонишь главному редактору телеканала, как иногда делается: это показывай, это – нет, этого приглашай, а этого – нет. Думаю, агитация в Интернете достаточно эффективна, и власти сейчас не в восторге от того, что такой прогресс у нас существует в этой среде. Поэтому я думаю, что сейчас, когда известны случаи, что парламентским партиям отказывают даже в платном приобретении эфира под разными предлогами, они воспользуются этим качественно новым видом распространения информации о себе, популяризации лидеров, кандидатов и своих программ». Г-н Хомяков полагает, что дополнительные голоса Интернет может добавить партиям в крупных городах. Поскольку протестные настроения наиболее заметны как раз в городах - миллионниках, а также в областных и краевых центрах.

Илья Яшин тоже считает, что властям с точки зрения набора голосов с помощью Интернета «ничего особо не светит». «Это крайне неблагоприятная для них площадка, там люди настроены весьма критично. «Единая Россия» по всем опросам в Сети набирает 5–7 %, поэтому единственное, что может делать власть, – это организовывать хакерские атаки на наиболее массовые оппозиционные сайты, блоги. То есть саботировать эту самую протестную активность в блогах и социальных сетях», –предположил политик.

Невозможно предсказать, что даст партии власти работа с Интернетом как с медиаканалом, но если она обнародует какие-то масштабные коллективные инициативы в Сети, то может получить вполне ощутимый плюс, считает Иван Засурский. Правда, для этого «нужно было не лапу сосать, а заниматься этим в предыдущий предвыборный период». «Если Дмитрий Медведев успеет выдвинуть до думских выборов две-три инициативы, это может дать «Единой России» реальную поддержку. Это могут быть передача советского культурного наследия в общественное достояние и создание общедоступной, бесплатной базы электронных учебников и связанная с этим «разборка» с книжной и образовательной мафией. Эти кампании могут получить поддержку в Интернете», – считает эксперт.

«Я чувствую, что будет чрезвычайно грязная борьба в Интернете. Не уверен, что она окажет большое влияние на результаты выборов в силу того, что они предрешены по всем параметрам. Но для игры и для самореализации мы получим, конечно, полный спектр всякого рода возможных нарушений: и этических, и законодательных», – подводит итог Иосиф Дзялошинский.

"