Posted 10 сентября 2020,, 17:33

Published 10 сентября 2020,, 17:33

Modified 7 марта, 14:45

Updated 7 марта, 14:45

Пейзаж перед боем: "НИ" составили рейтинг регионов накануне выборов

Пейзаж перед боем: "НИ" составили рейтинг регионов накануне выборов

10 сентября 2020, 17:33
Фото: https://newizv.ru/attachments/fcc43c668990124f7d2bec75c2acd833b227f5bf/store/fill/780/440/9b08718ccdd5cd828eb997d9eb43b0087f1c4afb7bf3ba48c04662798eff/%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8.jpg
Через 3 дня мы узнаем имена новых глав 18 регионов России. Голосование будет напряженным, и не только потому что впервые в истории губернаторских выборов они продлятся три дня, что уже вызывает много вопросов.Внесла сюда свою лепту и пандемия. Насколько она сказывается на предвыборных кампаниях и результатах?
Сюжет
Выборы

Чтобы ответить на эти вопросы, «Новые Известия» вместе с директором Центра Развития Региональной Политики (ЦРРП) Ильей Гращенковым, политологом Константином Калачевым и Главным научным сотрудником Института социальной политики НИУ ВШЭ Натальей Зубаревич проанализировали и оценили социально-экономическое здоровье 18 российских регионов накануне выборов. Ведь не все они одинаково пережили пандемию. Посмотрим, в каком состоянии достанутся регионы их новым главам.

КАК МЫ СЧИТАЛИ

При оценке состояния регионов (мы смотрим только 18 субъектов, в которых 13 сентября пройдут выборы) редакция «НИ» ориентировалась на официальные данные от Росстата и Минфина. Для составления итогового рейтинга по каждому параметру начислялись баллы – от 18 за лучший показатель до 1 - за худший. Итоговый рейтинг – это сумма баллов по четырём показателям.

Коронавирус против промышленности

Первое, с чем столкнулись регионы – это закрытие предприятий из-за вынужденной самоизоляции. А если нет производства, то финансы проваливаются в яму, из которой сложно выбраться. Однако в ряде регионов пошли на уловки – и уже в апреле начали выдавать в порядке исключения особо важным предприятиям индивидуальные разрешения на работу. Причём выдавать тысячами. Иногда власти просто закрывали глаза на работу малых предприятий вопреки требованиям самоизоляции, понимая пагубность ограничений для экономики.

Лучше всего степень изоляции региона в период пандемии показывает индекс промпроизводства. Сразу оговоримся: в данном случае приходится верить данным Росстата – другой точной информации в России просто нет.

Шесть регионов смогли даже увеличить прошлогодние показатели, а Тамбовская область прибавила сразу 10,6%. Как? Все просто: здесь почти не вводили коронавирусных ограничений. Многие предприятия, рынки и ярмарки продолжали работать. Не удивительно, что по уровню заражения «ковидом» Тамбовская область оказалась хуже среднего – на 33 месте с конца (673,2 заражения на 100 тыс. жителей). Чем беднее регион, тем меньше он себе может позволить заботиться о здоровье населения в ущерб экономике. Умри, но сделай.

На противоположном полюсе – Севастополь, в котором промпроизводство рухнуло почти на 40%. Стоит ли об этом переживать? По мнению экспертов – совсем не обязательно. Наталья Зубаревич поясняет: в Севастополе нет промышленности. В Севастополе, экономика которого на 60% дотационная, имеет значение только то, сколько дали денег. И к выборам их добавили.

Работы нет, но держаться приходится

Но поддержка промышленности – это ещё не гарантия сохранения рабочих мест. Предприятия ради выживания сокращали персонал. Не помогли даже обещанные пострадавшим предприятиям невозвратные кредиты на оплату МРОТа. Рост численности безработных впечатляет куда больше, чем динамика промпроизводства. Для оценки числа безработных мы ориентировались не на зарегистрированных на бирже труда (их число резко выросло ради получения временных выплат), а на выборочные обследования Росстата, проведённые в апреле-июне 2020 года. Эти куда ближе к реальности.

Контраст между Смоленской областью и Чувашией поражает. Еще больше поражают сами показатели Смоленской области. Как регион вдруг превратился в уголок стабильности, где можно будет спасаться чуть ли не при зомби-апокалипсисе? Неужели губернатору Алексею Островскому удаётся творить чудеса, и на выборах ему вообще не стоит переживать о результатах? Однако эксперты не излучают оптимизма по этому поводу.

Илья Гращенков сомневается в том, что в Смоленской области случилось экономическое чудо:

- Даже Лукашенко пугает белорусов Смоленщиной, мол, не хотите же вы так, как там? Определенные подвижки там все же есть: губернатор Островский действительно сумел привлечь инвестиции. При сохранении позитивной динамики год обещает быть успешным, и объем вложений может существенно превысить 60 млрд. рублей. До такой цифры главный барометр делового климата в регионе не поднимался со времен подготовки к 1150-летию Смоленска. Но тогда весомый вклад в статистику внесло финансирование по госпрограммам. Сейчас же речь идет о частных, «настоящих» инвестициях, доля которых в общей массе значительно выросла. Это и МИРАТОРГ, и несколько крупных тепличных комплексов (в том числе высокотехнологичный комплекс по выращиванию цветов), распределительный центр ООО «ИКС 5 Ритейл Групп» (сеть «Пятерочка») и т.д.

Константин Калачев и вовсе считает область одной из самых «убитых»:

- Этот регион можно показывать иностранцам, чтобы они не мечтали попасть в Россию. Может показатели социально-экономического развития и говорят о каком-то росте, но начнем с того, с какого уровня эти доходы растут, сколько населения с высокими зарплатами. Второе – Алексея Островского нельзя отнести к числу популярных губернаторов. Он старается, активно ездит по региону. У него неплохой пиарщик, стратегия основана на «практике малых дел» - ремонта домов культуры, открытии ФОК и решении проблем заборов, канализаций. Но Смоленская область – это депрессивный регион. На самом деле там кроме производства огранки алмазов почти ничего нет. При этом регион глубоко дотационный. Даже с точки зрения использования его расположения, привлекательности для туристов, инвесторов, там еще много есть над чем работать. Выборы будут референдумные, сказать, что Островский худший губернатор – нельзя. Сказать, что он образец эффективности, что он поднял регион и обеспечил экономический рост – тоже язык не поворачивается.

Призрачные зарплаты

Остро в регионах стоит и вопрос зарплат – многим из тех, кого не уволили, отплату труда значительно сократили. Урезать часть, выдаваемую в конвертах, вообще не проблема – никакие законы не помогут. Да и для сокращения стимулирующих выплат и премий нет особых преград. Но Росстат проблем не видит. Официальная статистика создаёт очень благоприятную картину: в номинальном выражении зарплаты выросли во всех анализируемых регионах, а инфляция съела прибавку лишь в 5 регионах из 18. Даже Чувашия, которая провалилась по росту безработицы, показала рост реальных зарплат. Словно в Спарте - или погибнешь, или станешь сильнее.

Но прибавка зарплат в 3,62% при растущей безработице вряд ли изменит отношение жителей Чувашии к врио губернатора справедливороссу Олегу Николаеву, который был назначен на этот пост в конце января 2020 года. Такие перекосы явно не помогут ему на выборах, зато могут сыграть на руку его конкурентам – представителям Единой России. Будет даже странно, если региональное отделение ЕР не воспользуется моментом для повышения собственных рейтингов. Правда, мнения экспертов на этот счёт разнятся.

Константин Калачев считает, что и Олегу Николаеву тоже досталось непростое прошлое региона.

- Чувашия славится трудолюбивыми людьми. Вопрос в том, чтобы обеспечить их работой... Здесь главная проблема – это драйверы роста и развития. Были шумные истории с попыткой китайских инвесторов войти в регион, но с места ничего не сдвинулось. Доходы у населения там низкие. Нужно в лепешку разбиться, чтобы в Чувашию пришли новые инвесторы.

Николаев не произвел пока впечатления драйвера развития региона. Производство молока, мяса, другая сельхозпродукция и в целом развитие агропромышленного комплекса очевидны. Но у программы позиционирования области и ее развития серьезные проблемы. Эти промахи, может быть, и дадут некоторые плюсы «Единой России». Если любая другая партия начнет конструктивную критику его действий по принципу «отвергаешь - предлагай», она все равно будет в приоритете, не важно «Единая Россия» это или нет. Чувашия долгое время ищет свое место под солнцем, кто ей его предоставит, тот и будет в выигрыше.

Илья Гращенков отметает политический фактор:

- Не думаю, что партии и политика тут играют ведущую роль. Это чисто техническая ситуация, а сам врио губернатора Николаев, в данном случае, действует, скорее, как представитель федеральной власти, а не политический деятель. Чувашия в принципе проблемный регион, здесь мало рабочих мест, особенно на селе (только в хозяйствах), многие уезжают в другие регионы, в том числе ЦФО. Так что политической подоплеки тут нет.

А вот в Севастополе политика, поддержка федеральным центром, благосостояние населения и результаты на выборах связаны неразрывно. Как отмечает Илья Гращенков, Севастополь не похож ни на один другой регион.

Илья Гращенков:

- Севастополь – особый город. Ранее он вообще был закрытым и к этой идее периодически возвращаются. Так что экономика на 90% зависит от госсектора, тогда как частный бизнес здесь представлен либо туризмом, либо остатками бизнеса еще украинских олигархов. Поэтому Развожаев работает со своим базовым электоратом, что в целом правильно. Рост зарплат среди военных и производственников поможет ему победить.

Рука Кремля

Доходы, безработица – эти факторы ощущают в первую очередь люди, сами избиратели. Но есть ещё факторы, которые могут влиять на отношение губернаторов с Кремлём, что тоже очень немаловажно в преддверии выборов.

Один из важнейших – уровень бюджетной обеспеченности и госдолг. Кому-то приходится решать финансовые проблемы (а они после пандемии есть у всех) самостоятельно, увеличивая госдолг и размер будущих проблем, а кто-то может рассчитывать на поддержку федеральных властей в виде субсидий и дотаций.

На этот раз регионы распределись практически поровну. Но если посмотреть на размер изменения, то хорошие новости лишь в Краснодарском крае, а вот в негативные – сразу в 4 регионах: Архангельской, Ростовской, Иркутской областях и Камчатском крае. Четыре против одного – дела с госдолгом у регионов явно обстоят не очень.

Краснодарский край, кстати, занимает 6 место ТОП-10 регионов по объёму федеральных субсидий в I полугодии 2020 года. За первые 6 месяцев текущего года они увеличились в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И вообще 22% расходов краевого бюджета обеспечены именно федеральными деньгами. А рост госдолга Иркутской области тесно связывают с назначением врио губернатора Игоря Кобзева в декабре 2019 года. До этого госдолг постепенно снижался, но с приходом Кобзева вырос почти в 2 раза. Похоже, он с самого начала понимал, что от Москвы ждать помощи ему не стоит (он сделал карьеру в МЧС в Воронежской области и был назначен врио губернатора как ликвидатор последствий наводнения, а не как финансист со связями), и его ожидания оправдались: в мае текущего года при распределении дотаций на выравнивание региональных бюджетов Иркутская область не получила ничего.

Рейтинг посткоронавирусного экономического здоровья регионов

По сумме баллов в итоговой таблице мы видим, что лучше всех остальных «предвыборных» регионов в плане экономических показателей пандемию пережила Еврейская автономная область, о которой в масштабах страны практически ничего не слышно. С ней в лидерах Калужская и Смоленская области. Главный вопрос здесь еще, конечно, насколько велико участие Росстата с его любопытной статистикой в этом лидерстве...

А в аутсайдерах Татарстан, Костромская и Иркутская область. И если за перспективы Рустама Минниханова никто не переживает, то позиции губернатора Костромской области Сергея Ситникова и Игоря Кобзева из Иркутской области не столь устойчивы. Если в этих регионах сменится руководство в ходе выборов, то у новых губернаторов откроются прекрасные возможности себя проявить – работы непочатый край.

Туманные перспективы: героем не стать

Но так уж ли сильно экономическое здоровье регионов после пандемии влияет на грядущие выборы? Наталья Зубаревич и вовсе уверена, что все эти «народные» показатели роли не играют: «Экономика на эти выборы не влияет» - считает эксперт.

18 регионов, в которых пройдут выборы 13 сентября, имеют разные исходные данные: даже ухудшение показателей того же Татарстана не сделает из него Еврейскую АО. Так куда же лучше с точки зрения карьерного роста и рейтингов приходить губернатором – в развитый регион, где что-то ещё улучшить можно, а испортить непросто, или же в депрессивный, где улучшать можно всё, на что падёт взгляд, а еще удобно тем, что любое позитивное изменение будет выгодно смотреться на контрасте с разрухой? Как отмечают эксперты, возможность проявить героизм – ещё не повод для зависти.

Константин Калачев:

- В благополучном регионе главное обеспечить преемственность, не ломать все, что было построено до этого, так как если регион был благополучный, значит, предыдущая власть работала хорошо. Что касается регионов, где можно отличиться – это глубоко дотационные, те, кто нуждается в защитнике, в драйвере развития и где вырос запрос на обновление и на перемены, где хотят нового человека. Например, на Камчатке был такой запрос и сейчас Владимир Солодов достаточно хорошо коммуницирует со всеми: населением, общественными организациями и даже с теми журналистами, которых прошлый губернатор «не пускал на порог». Но есть и регионы, где все не так просто – Иркутская область, Архангельская, Костромская, но там видны примеры плохой работы штаба.

Илья Гращенков:

- Главное для губернатора – это соответствовать ожиданиям. Очень часто бывает, что человек что-то реально делает, а люди его не воспринимают и наоборот. Бывают губернаторы, которые управляли хуже некуда, но люди его оправдывают «ну он же старался». Показателен пример Москвы, где Собянин по три раза в год перекладывает плитку, но его за это скорее не любят, тогда как в любом другом городе России такая щедрость была бы воспринята жителями «на ура». Но лучше все же работать в благополучном регионе, ведь там, где все и так плохо, яркие обещания слишком быстро разобьются о реальность. А там, где что-то можно сделать, есть шанс, что улучшения понравятся избирателю.

Интересная получается ситуация: то есть если в депрессивном регионе народ выгоняет прежнего губернатора (наверняка провластного) и выбирает оппозиционера, то новоизбранному главе будет крайне сложно проявить себя. Негативный фон, как отмечают эксперты, всё равно будет преобладать, а это значит, что новому губернатору придётся ехать в Москву на поклон, оправдываться и просить деньги. Без вариантов. И будет очень хорошо, если деньги ему дадут, а не начнут, например, копаться в его прошлом.

"