Posted 9 сентября 2007,, 20:00

Published 9 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:30

Updated 8 марта, 08:30

Урок избирательного черчения

Урок избирательного черчения

9 сентября 2007, 20:00
Урок избирательного черчения
Сюжет
Выборы

Вот и началась думская избирательная кампания. Не долгожданная, но ожидаемая. Засуетился Центризбирком, старательно застегивая на все пуговицы свои форменные белые одежды, чтобы даже самый недоверчивый наблюдатель не смог усомниться в свободе и честности наших выборов. Для разбора информационных споров в центре и на местах созданы специальные рабочие группы, призванные отделять агнцев предвыборной агитации от козлищ «черного пиара». Как человек, участвовавший в подобной рабочей группе и в 2003 году, могу свидетельствовать: все решения принимаются здесь в результате свободного обсуждения, демократично, простым большинством голосов. А то, что большинство составляют представители органов власти и руководители государственных СМИ, так это уже совсем другой вопрос, решаемый в полном соответствии с действующим законодательством.

С началом предвыборной кампании приободрились и многоопытные PRмейстеры, потирающие руки в предвкушении будущих доходов и бодро отстукивающие на клавишах компьютеров статьи избирательных бюджетов: на подкуп чиновников и журналистов, на выпуск поддельных газет-двойников, на постановку фальшивых демонстраций бомжей и проституток, и т.д. и т.п. Именно они будут главными исполнителями давно расписанного сценария, согласно которому выборы должны завершиться «убедительной победой нерушимого блока коммунистов и беспартийных, наглядно демонстрирующей единство партии и народа». Нет, конечно же, в этом сценарии речь вовсе не об адептах Геннадия Зюганова, а о тех, кто сумел по-новому прочитать лозунг прежних левых эсеров (не путать с нынешними!) «Советы без коммунистов», создав российское чудо XXI века – КПСС без коммунистов. Пусть называется она по-другому, но притязания на руководящую и направляющую роль – те же. Пусть без парткомов на заводах и фабриках, но с тем же «оргнабором» в партийные ряды. К слову сказать, подобные методы в ходу не только у «больших партий». Помню, как я был удивлен на прошлых парламентских выборах, узнав о необоримой тяге работников энергетической сферы к вступлению в ряды совершенно конкретной партии демократической ориентации.

С приходом избирательной страды зашевелились и политические партии, которые условно можно назвать «семь минус», не сумевшие в прошлый раз преодолеть даже 5% барьер, но обещающие теперь сделать рывок аж за 7%. Перманентно рассуждающие об объединении своего электората, но так и не согласившиеся на взаимные уступки, которые неминуемо должны были ударить по конкретным функционерам, «Яблоко» и СПС обрекают либерально мыслящих россиян на то, что их интересы вообще не будут представлены в парламенте. Возня, идущая вокруг так называемых «первых троек», убедила меня в том, что они будут значительно слабее, чем могли бы быть, если бы «демократическая оппозиция» рискнула, строго следуя нормам закона, снять с себя кавычки. Конечно, работать, как пишут в шпионских романах, «под контролем» спокойнее, но, увы, голосов избирателей это не прибавляет. А на тот случай, если вдруг – о, чудо! – появится список кандидатов, за который захотелось бы проголосовать всем либералам, на линейку готовности выставлены другие, отвлекающие партии, также позиционирующие себя в демократической части политического спектра. Они уже проявляют признаки жизни, проводя при весьма скромном числе участников, но очень большом скоплении прессы легкие и ненавязчивые перфомансы, скажем, против военных игрушек, за легализацию огнестрельного оружия или что-то в том же духе. Может, они представят заветный список кандидатов? Вот смеху-то будет. Мне вполне понятна задумка главного режиссера-постановщика нынешнего политического карнавала. Как и двенадцать лет назад, власть пойдет на «взятие снежного городка» двумя колоннами. Одна ударит по избирателям из центра чуть правее, другая – оттуда же, но левее, сгоняя электорат к центру. А навстречу «большим партиям», из глубокого тыла «коммунистов» и «демократов», ударят по их избирателям заботливо сохраненные или заново отстроенные отвлекающие партии, призванные нарезать электорат, как салями.

Нет, я вовсе не против двухпартийной системы. В США, например, она существует давно и зарекомендовала себя более чем эффективной, допуская присутствие и мелких партий (кое-где), и независимых конгрессменов (один – два в поле зрения). Более того, обе главные партии во многом схожи. В Республиканской партии, скажем, не меньше демократов, чем в Демократической, которая, в свою очередь, столь же привержена ценностям республиканского строя, как и ее главный конкурент. Но если в Новом Свете устойчивая двухпартийная система сложилась за 200 лет в результате более или менее цивилизованной борьбы внутри политического класса, то у нас за отсутствием такового она рождается на кончике политтехнологического пера. Хуже того, если в Америке двухпартийные «качели» призваны уравновешивать качку государственного корабля, обеспечивая регулярную сменяемость стоящих у кормила власти (именно так понимал демократию еще Аристотель), то у нас – всего лишь гарантировать чиновникам неприкосновенность насиженных и прикормленных мест. Вот и получается, как в фильме «Чапаев»: «Белые придут – грабят. Красные придут – тоже, извиняюсь, грабят. Куда крестьянину податься?..» Может, по совету Владимира Чурова перечеркнуть избирательный бюллетень из угла в угол, чтобы хоть как-то выразить свою политическую волю? Когда парламентские процедуры превращаются в упражнение для правой руки, избирательные – вполне естественно – в урок черчения.



Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.

"