Posted 9 сентября 2003,, 20:00

Published 9 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Чеченский парадокс

9 сентября 2003, 20:00
В республике уже знают, кто победит на выборах

По рейтингу доверия Ахмат Кадыров занимает в Чечне 4-е место. Однако на вопрос, кто победит на выборах президента республики, чеченцы отвечают, что это будет именно он.

Такую своеобразную оценку честности предстоящего 5 октября голосования дал член научного совета Московского центра Карнеги, руководитель Центра политико-географических исследований Николай Петров, выступивший вчера на заседании клуба «Открытый форум», который объединяет известных российских политологов.

О настроениях чеченских избирателей подробно рассказал Сергей Хайкин, директор по исследованиям компании Validata – единственной общероссийской социологической службы, уже более года осуществляющей в республике регулярные замеры общественного мнения по репрезентативной выборке. В течение всего года от 70 до 80% опрошенных заявляют, что ЧР должна оставаться в составе России, и около 20% убеждены, что Чечня должна развиваться как независимое самостоятельное государство. Из этих данных, по мнению социолога, Кремль должен сделать два вывода. Во-первых, речь идет о «вполне лояльном населении, настроившемся уж в который раз пожить вместе с Россией». Во-вторых, нельзя игнорировать волю 20% населения, поскольку это «вполне вменяемые люди».

По данным последнего опроса, до 75% чеченских избирателей намерены принять участие в выборах – не просто прийти на участки, а осознанно голосовать за того или иного кандидата. В то, что выборы будут честными, «в той или иной мере» верят лишь 27% опрошенных, и при этом до 90% из них уверяют, что голосовать все равно придут.

На вопрос, что вы ждете от властей, в феврале большинство чеченцев отвечали: «Войска – в казармы». Сегодня на первом месте стоит проблема рабочих мест. В то же время в республике, как отмечают социологи, «психологическая проблема №1 – это проблема личной безопасности», которая не становится менее острой на фоне продолжающихся исчезновений людей. Г-н Хайкин, опираясь на данные опросов, утверждает, что главная опасность простому человеку в Чечне по-прежнему исходит от «федералов». В то же время не менее серьезными источниками угрозы население считает уголовников, силы сопротивления и охрану Ахмата Кадырова, индекс опасности которой возрос, по оценке населения, за последние месяцы в два раза.

Оценки социологов в полной мере подтвердила председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, три дня назад вернувшаяся из Чечни. По ее наблюдениям, в республике, говоря об опасности, чаще всего упоминают «отряды Кадырова». А на вопрос, станут ли предстоящие выборы свободным волеизъявлением народа, люди начинают смеяться. Собеседники г-жи Алексеевой были убеждены: для того, чтобы голосование проходило честно, «кадыровцев» 5 октября нужно оставить в казармах, а избирательные участки должны охранять федеральные войска.

Немало политологов полагают, что исход чеченских выборов предопределен. Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов, демонстрируя законопослушность, не стал называть имен, однако выразил уверенность в том, что вся стратегия Кремля выстроена под «кандидата К.», или «и.о.». «По моим сведениям, Кремль и его начальник менять эту ставку не собираются», – поведал политолог. Права проиграть Москва не имеет, поскольку, по мнению г-на Никонова, любой другой вариант приведет к переделу властных структур, в котором ни Москва, ни Чечня не заинтересованы.

Президент центра стратегических исследований Андрей Пионтковский тоже полагает, что победит Ахмат Кадыров, который, однако, по его словам, не может быть консолидирующим фактором для своего народа «ни в силу своего прошлого, ни в силу своего настоящего». Политолог заметил, что в любом другом регионе «и.о. президента» уже давно был бы снят с избирательной гонки за те угрозы, которые он обращает к своим соперникам.

Относительно «других вариантов» и «переделов», упомянутых г-ном Никоновым, Андрей Пионтковский полагает, что, выбирая из плохого и очень плохого, Кремль всегда выбирает самое худшее. Он каждый раз проигрывает, предпочитая лежащее на поверхности примитивное решение и не проявляя политической воли. «Передела властных структур мы опасаемся, а вот продолжения кровавой гражданской войны в Чечне мы не опасаемся», – заключил политолог.

Тем временем о своем нежелании выступать на чеченских выборах официальными наблюдателями заявили вчера 12 правозащитных организаций. Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев, объясняя принятое решение журналистам, подчеркнул, что «правозащитники не могут быть наблюдателями на нелегитимных выборах, а выборы не могут быть легитимными, так как в Чечне идет война».

Вернувшаяся из Чечни несколько дней назад руководитель сети правозащитных организаций Светлана Ганнушкина утверждает, что в последнее время к прочим «ужасам», которые переживает население республики, добавился «террор кадыровской охранки, который, в отличие от военного, пронизывает все клетки чеченского общества». По ее данным, взрослое население ЧР не превышает сегодня 300 тыс. человек. Между тем в списки для голосования уже включено более полумиллиона избирателей.

Правозащитники, не обладая возможностью обеспечить наблюдателями все избирательные участки республики, не смогут воспрепятствовать незаконному вбросу бюллетеней. Поэтому, как говорится в их заявлении, они решили ограничиться «общественным мониторингом» без официального статуса наблюдателей, чтобы «своим участием не сделать эти выборы легитимными в глазах мирового сообщества».

"