Posted 9 июля 2006,, 20:00

Published 9 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:06

Updated 8 марта, 09:06

«Мы заходим слишком далеко»

«Мы заходим слишком далеко»

9 июля 2006, 20:00
В субботу, последний день весенней сессии, Госдума продолжила работать над ужесточением избирательного законодательства. В первом чтении приняты поправки, которые предусматривают отказ в регистрации за экстремистские высказывания и за неточные сведения о кандидатах. Кроме того, возвращается институт досрочного голосов
Сюжет
Выборы

Представитель комитета по конституционному законодательству Госдумы Михаил Емельянов в субботу презентовал новый законопроект, как отвечающий на современные вызовы времени. В то же время депутат заверил, что авторы поправок готовы к диалогу с оппозицией, «которая опасается, что новые изменения могут быть направлены против них». И предложил всем, кто в чем–то не согласен с вносимыми изменениями, представлять свои собственные предложения. Несогласных оказалось достаточно. Больше всего претензий у депутатов было к тому, каким образом будут определяться признаки экстремизма у кандидатов в органы власти, кто будет решать, насколько исчерпывающие сведения о себе указал кандидат, и что такого произошло в стране, что понадобилось возвращать досрочное голосование всего через год после отмены. На все вопросы докладчик отвечал стандартно, предлагая недовольным присылать в комитет свои предложения.

Представитель КПРФ Иван Мельников назвал новые изменения «очередным избирательным капканом для оппозиции» и обвинил «единороссов» в том, что они «спрятали голову в песок, так как не знают, как иначе бороться с оппозицией». А независимый парламентарий Владимир Рыжков считает, что досрочные выборы откроют новые возможности для фальсификации выборов. Зато представитель ЛДПР Алексей Митрофанов инициативу «единороссов» поддержал. Больше того, он даже предложил пойти на дальнейшее ужесточение законопроекта. «Может быть, стоит отменить явку, – предположил представитель ЛДПР. – Ну и что, что невысокая явка, зато депутатов и президента изберет самая активная часть нашего населения».

Противостояние между законодательной властью и ведомством г–на Вешнякова зрело уже давно. Главу ЦИК не устраивали новые карательные изменения в избирательное законодательство, работа над которым, по его словам, завершена еще год назад и никаких существенных поправок в него пока не требуется. На этот раз противостояние перешло в открытую стадию. Александр Вешняков сразу же пошел в наступление по всем позициям. Сначала раскритиковал поправку, согласно которой кандидату отказывают в регистрации на выборах, если у него обнаружатся «признаки экстремистской деятельности». Он не понял, зачем снимать с выборов весь партийный список, если экстремистские высказывания допустил только один кандидат из этого списка. «Мы можем так зайти очень далеко, не может партия отвечать за одного человека, – объяснял глава ЦИК. – Нужно наказывать партию, если в ее программе содержатся признаки экстремизма. А что касается кандидата, то его по–другому нужно наказывать, сажать в тюрьму, а не так, как вы предлагаете». Недовольство главы ЦИК вызвали и санкции, которые по новому закону должны последовать за предоставление неполного комплекта документов или же недостоверных сведений. «Половины этого зала в таком случае не было бы здесь, – заявил он. – Мы знаем, как легко ошибиться, неточно указав площадь квартиры или все регалии». Что касается реанимации досрочного голосования, то, по мнению председателя Центризбиркома, голосование по открепительным удостоверениям вполне обеспечивает права тех, кто не может проголосовать в день выборов. В заключение он призвал не дискредитировать выборы, отклонить данный законопроект и отправить его на дополнительную доработку.

Представитель администрации президента в Госдуме Александр Косопкин занял подчеркнуто нейтральную позицию. Он сказал, что, с одной стороны, у него тоже имеются замечания к законопроекту, но озвучивать их не стал, призвав, с другой стороны, не придавать этому «такое драматическое значение». В результате депутаты все–таки приняли в первом чтении поправки в избирательное законодательство, пообещав подкорректировать их на стадии второго чтения.

«Вешняков пришел во власть в 90–е годы как фигура, стоящая на страже чистоты выборов, – сказал «НИ» заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Сейчас он выступает в своеобразной роли верховного арбитра. Если же поправки в избирательное законодательство будут приняты в таком виде, то они перечеркнут все его предыдущие усилия и нанесут удар по его позиции». В такой ситуации, по мнению эксперта, главе ЦИК придется или идти на конфликт с властью, отстаивая несправедливо снимаемых кандидатов и партии, или же просто «на все закрыть глаза». Но ни та, ни другая позиция для него неприемлема. «Если предложения ЦИК в законе учтены не будет, то Александру Вешнякову очень трудно будет остаться на своем посту, – считает эксперт. – Своим резким выступлением он как бы апеллировал к президенту, таким образом призвав его поддержать его позицию». Сам Вешняков после отказа Госдумы отклонить законопроект сказал, что, по его мнению, «моральная победа все–таки одержана, а юридическая еще впереди». И уверил, что уходить в отставку он пока не собирается.