Posted 9 мая 2007,, 20:00

Published 9 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:33

Updated 8 марта, 08:33

Иногда они возвращаются…

Иногда они возвращаются…

9 мая 2007, 20:00
Мир отметил очередную годовщину Победы над фашизмом. Однако те, кого победили 62 года назад в Европе, набирают силу в самой России. Так, вчера по Москве прошли маршем активисты «Славянского союза», которые хвастаются своей аббревиатурой «СС». А как следует из представленного на днях доклада Московского бюро по правам ч

По мнению экспертов, в целом благосклонность власти к националистам объясняется тем, что они помогают проводить политику «осажденного острова».

Из представленного на днях доклада Московского бюро по правам человека (МБПЧ) следует, что численность скинхедов в России все последние годы стремительно росла и достигла 65–70 тыс. человек по сравнению с 7–8 тыс. в конце 90-х годов. Для сравнения, во всем остальном мире, по данным Американской антидиффамационной лиги, скинхедов также насчитывается около 70 тыс. человек. То есть в России сейчас бритоголовых примерно столько же, сколько во всем остальном мире. Группировки скинхедов существуют в 85 городах страны. Больше всего бритоголовых в Москве – около 5,5 тыс. и в Петербурге – 3 тыс. человек. В МВД с оценками правозащитников не согласны и называют свои цифры – 15–20 тыс. человек, что, тем не менее, тоже много.

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»

Стремительно растет не только количество скинхедов, но и количество жертв их нападений. По данным Центра «Сова», за первые четыре месяца нынешнего года от рук националистов пострадали 172 человека, из которых 23 погибли. Год назад пострадавших было 120, в том числе 9 погибших. В своем докладе, подготовленном для Евросоюза, эксперты «Совы» отмечают, что российские власти в последнее время пытаются создать «управляемый национализм», манипулируя ксенофобскими настроениями граждан. Особенно четко это проявилось в минувшем году после погромов в Кондопоге, после которых началась «экспансия этнонационализма не только в общественную жизнь, но и в государственную политику». В качестве примеров приводится антигрузинская кампания, а также вступивший в силу с апреля нынешнего года запрет иностранцам торговать на рынках.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод говорит «НИ», что, помимо подростков-скинхедов. в рядах националистических организаций состоят примерно 25 тыс. взрослых активистов. Крупнейшие из националистических организаций – это «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), «Славянский союз» («СС») и «Русское национальное единство» (РНЕ). В то время как День Победы над фашистской Германией является одним из главных государственных праздников в России, РНЕ, по словам г-на Брода, «пропагандирует культ Гитлера» и «открыто призывает учиться у фашистской Германии завоеваниям, культуре, дисциплине и развитию». Причем если раньше националисты были маргиналами, то сейчас они «сращиваются с политической средой», а их идеи все чаще берут на вооружение некоторые политики. Например, Владимир Жириновский призывал выселять мигрантов из мегаполисов и не принимать выходцев с Кавказа на работу водителями.

Отношение властей к националистам двойственное. С одной стороны, российское руководство официально осуждает проявления национализма, о чем неоднократно заявлял в том числе и президент России. С другой стороны, если оппозиционный «Марш несогласных» в столице 14 апреля нынешнего года власти разогнали, избив и задержав многих его участников, то неделю спустя, 21 апреля, националисты провели в центре Москвы сразу два санкционированных митинга, фактически приурочив ко дню рождения Адольфа Гитлера (20 апреля). На митинги собралось примерно по 300 человек. Ораторы призывали вооружаться и «организованными колоннами войти в Кремль», митингующие кричали «Слава России!» и выкидывали руки в нацистском приветствии. Примечательно, что один из митингов проходил на той самой Пушкинской площади, на которую перед этим не пустили «несогласных».

Организации, участвовавшие в «Маршах несогласных», одна за другую объявляются вне закона. Уже причислена решением суда к экстремистским организациям до этого лишенная регистрации Национал-большевистская партия. Теперь появление в общественном месте с символикой НБП приравнивается к преступлению. В ближайшее время могут быть запрещены «Авангард красной молодежи» и «Объединенный гражданский фронт», которым уже вынесены предупреждения. Примечательно, что запретить хотят организации, от действий которых не пострадал ни один человек. Националистов же вне закона никто объявлять не спешит. Лидер ДПНИ Александр Белов открыто сказал «НИ», что не опасается, что с его организацией поступят так же, как с НБП. «Для этого должны быть какие-то веские аргументы, а я их пока не вижу», – говорит г-н Белов и называет большинство обвинений в адрес ДПНИ «вымыслом», например, что лично он раздавал водку погромщикам в Кондопоге.

У правозащитников мнение другое. Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина говорит «НИ», что активисты ДПНИ «убеждают людей, что Россия принадлежит только русским», тогда как «единственный вывод из того, что они говорят, – это насилие». Поэтому руководители этой организации виновны в том, что «находятся люди, которые этот следующий шаг делают». Г-жа Ганнушкина в минувшем году обращалась в Генпрокуратуру с требованием ликвидировать ДПНИ. Однако полученный ею ответ гласил, что «нарушений закона не установлено», а потому «оснований для прокурорского реагирования не имеется». Похожий ответ из Генпрокуратуры получил исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев, который требовал закрыть организацию «Славянский союз», чьи хакеры отличились взломом сайтов правозащитных и еврейских организаций, за что даже получили грамоту от депутата Госдумы Николая Курьяновича.

По мнению экспертов, благосклонное отношение к националистам связано с тем, что их существование властям выгодно. Политолог Дмитрий Орешкин говорит «НИ», что националистам симпатизируют, прежде всего, силовики. «В МВД и других спецслужбах отдельные генералы поддерживают их по идеологическим причинам, можно сказать, по личным интересам». В Кремле же национализм воспринимают как «издержку другого более важного, с точки зрения верховной власти, процесса – консолидации общества вокруг возрождения оборонного сознания: кругом враги, а мы – осажденный остров». Политолог называет это «советским реваншем», когда неминуемое из-за подобной политики замедление экономического развития приносится в жертву тому, что «такой страной будет легче управлять». Националисты тем более удобны, что они не претендуют на места в Госдуме, и их политическая активность не помешает собрать положенные голоса и занять отведенные для них места обеим «партиям власти». О том, насколько успешной является подобная пропаганда, свидетельствуют данные недавнего опроса «Левада-Центра». Согласно исследованию 41% граждан были убеждены, что русские в России живут хуже других народов, 54% поддерживали идею «Россия для русских» полностью либо «в разумных пределах», а 11% выступали за то, чтобы ограничить на территории России проживание всех наций, кроме русской.

"