Posted 9 марта 2006,, 21:00

Published 9 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Надежный механизм для голосований

Надежный механизм для голосований

9 марта 2006, 21:00
В апреле Россия отметит столетие первого заседания Государственной думы. Однако возрождение традиций вековой давности как-то не задалось. Госдума за последний десяток лет из органа, худо-бедно отражавшего интересы населения, превратилась в собрание бюрократов, генералов и миллиардеров. А граждане, согласно социологичес
Сюжет
Выборы

В Советском Союзе парламент избирали по разнарядке. В Верховный совет СССР всегда проходило определенное сверху количество рабочих и крестьян, инженеров и педагогов, коммунистов и беспартийных. Которые тихо сидели на заседаниях, молча слушали доклады и одобряли все, что положено было одобрить. В перестройку молчание и послушание депутатов закончилось. Сначала Верховный совет РСФСР избрал опального Бориса Ельцина своим председателем, а затем отказался ему подчиниться, когда тот, став президентом России, попытался этот Верховный совет распустить. Борис Ельцин победил, и Верховного совета не стало, зато появилась Государственная дума. Первые депутаты ходили на заседания в клоунских костюмах и скандалили друг с другом. Но были и живые, что называется, по делу дискуссии. Позже в Госдуму повалили предприниматели, которых интересовало снижение налогов для своего бизнеса и депутатская неприкосновенность от уголовной ответственности за то, что они в процессе становления своего бизнеса натворили. Им на смену пришли бюрократы, которые ходили на заседания по очереди и нажимали на кнопки за коллег-прогульщиков, чтобы проголосовавших оказывалось 400, когда в зале находятся 40 человек. Директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская сделала для «НИ» прогноз, согласно которому следующая Дума снова станет похожей на Верховный совет СССР. И цикл, таким образом, завершится.

28 миллиардеров как слуги народа

Выборы в Госдуму всегда были нечестными, заверил «НИ» директор Центра политической информации Алексей Мухин. Результаты корректировали в соответствии с тем, «какой, по мнению власти, Дума должна быть». По его словам, так как в девяностые годы власть была либеральнее населения, «демократам при подсчете голосов всегда добавляли за счет коммунистов». А на прошлых выборах демократам не добавили, и «Яблоко» с СПС в Госдуму не прошли.

Когда в 1993 году избирали первую Думу, все считали, что она ненадолго, говорит «НИ» депутат всех четырех созывов Алексей Митрофанов (ЛДПР). Все помнили недавний расстрел из танковых орудий Верховного совета, и «люди отказывались входить в список кандидатов, многих будущих депутатов приходилось уговаривать». Поэтому в первую Думу шли «романтики и пассионарии». «В ней было много людей из общества, которые до этого никогда в политике не участвовали и пришли на волне демократической стихии», – вспоминает в разговоре с корреспондентом «НИ» другой депутат всех четырех созывов Виктор Похмелкин. Первые полгода никаких условий для работы не было, «ни кабинетов, ни компьютеров, законы на коленке писали». Однако депутаты именно той первой Думы (1993–95 гг.) написали и приняли новые Гражданский и Уголовный кодексы, по которым Россия живет до сих пор.

Затем в Госдуму потянулись бизнесмены, которых от созыва к созыву становилось все больше. По подсчетам Ольги Крыштановской, если в первой Думе (1993 год) было 44 бизнесмена, то в третьей (1999 год) уже 80. За то же время число депутатов – выходцев из чиновничества региональных администраций – выросло с 19 до 28, военных и сотрудников госбезопасности – с 24 до 39. Зато уменьшилась доля директоров госпредприятий – с 55 до 48, женщин – с 63 до 36 и журналистов – с 10 до трех человек. В нынешней, избранной в 2003 году Госдуме уже однозначно «бал правят» чиновники. По данным Центральной избирательной комиссии, 273 из 446 депутатов Госдумы до избрания работали в органах государственной власти. Женщин-депутатов сейчас 44. Ольга Крыштановская насчитала среди народных избранников 82 силовика и 76 представителей олигархических структур.

Нынешняя Госдума также установила рекорд по количеству миллиардеров. Недавно журнал «Финанс» опубликовал список 450 богатейших людей России. Самым богатым депутатом Госдумы оказался член фракции ЛДПР Сулейман Керимов. Его состояние оценили в 5,5 млрд. долларов. Еще два долларовых миллиардера есть у «Единой России». Это Александр Лебедев (1,7 млрд. долларов) и Саит-Салам Гуцериев (1,1 млрд. долларов). А рублевых миллиардеров в Госдуме 28, или 6% от общего числа депутатов. Больше всего их, разумеется, в «Единой России» – 23. Еще три миллиардера у ЛДПР, по одному – у коммунистов и «Родины». Экс-спикер двух созывов Госдумы, а ныне независимый депутат Геннадий Селезнев заявил «НИ», что «Единая Россия» живет на деньги крупного капитала. «По тем финансовым отчетам, которые они предоставили, за последний квартал им перечислили 300 млн. рублей, и сплошные юридические лица. Ни один «единоросс» ни рубля не внес из своего кармана в казну партии». Алексей Митрофанов, в свою очередь, отмечает, что раньше предприниматели шли в Госдуму, чтобы расширить свой бизнес, а теперь идут, «чтобы удержать позиции».

Между милиционером и бандитом

На минувших парламентских выборах бедняки голосовали за миллиардеров, а многие пенсионеры – за «Единую Россию», которая затем отняла у них льготы. Руководитель аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов объяснил «НИ» этот парадокс. Бедные не любят богатых только в общем, абстрактно. А когда какой-то нувориш берется решить их проблемы, они скорее проголосуют за него, чем за такого, как они сами. «Люди рассуждают так: бедный человек для нас ничего не сделает, только слова произнести может. А богатый хоть что-то подкинет». Поэтому представители олигархических группировок не только проходили по спискам, но даже выигрывали выборы в одномандатных округах. «У людей настолько маленькие ожидания, что они за любую мелочь спасибо скажут», – уверен социолог. И на следующих выборах, по мнению Леонтия Бызова, пенсионеры вновь проголосуют за «Единую Россию», какие бы антисоциальные законы она ни принимала, потому что «наше общество – конформистского типа», «каждый избиратель хочет идентифицировать себя с победителями», а «фаворита все знают».

Госдума сейчас представляет интересы бюрократии и крупного капитала, утверждает Виктор Похмелкин. Причем эти интересы «слиты», так как «бюрократы являются крупными капиталистами, и наоборот». «Дума всегда отражала мнение народа, только народ менялся», – заявил «НИ» депутат Петр Шелищ. Он побывал депутатом всех четырех созывов, причем в первых двух входил во фракцию «Яблоко», в третьей – в «Отечество». Ну а в нынешней входит в «Единую Россию». Депутат Шелищ говорит, что «первая Дума была революционно-оппозиционная», а «нынешнее настроение – деполитизация», и политика интересует людей «только в той мере, в какой может негативно повлиять на их частную жизнь». Тем более что «в стране есть экономический рост», хотя «остается часть населения, которой этот рост еще не позволил выйти на уровень жизни, который у них был в советское время».

Депутаты могут думать, что они отражают мнение народа. Но народ, голосуя за них, так не думает. По данным «Левада-Центра», Госдуме доверяют лишь 9% россиян, и в рейтинге доверия органам власти парламент находится на последнем месте, уступая не только президенту, правительству и местной власти, но даже милиции, прокуратуре и суду. В рейтинге самых криминальных профессий депутаты находятся на втором месте – между милиционерами (первое) и бандитами (третье). А когда минувшей осенью к столетию манифеста 17 октября Фонд «Общественное мнение» спросил граждан, можно ли обойтись без парламента и вернуться к ситуации, когда законы издавал лично царь, только заменить его теперь президентом, 34% сказали «нет», а 35% – «да».

«До уровня травы»

Все опрошенные «НИ» эксперты убеждены, что следующая Госдума, как и нынешняя, будет «оккупирована» «Единой Россией». Ольга Крыштановская говорит, что список «партии власти» будет сформирован по квотному принципу: «Столько-то рабочих, крестьян, женщин, молодежи». Они станут «приводными ремнями», через которые государство рассчитывает управлять обществом «до самого низа, до уровня травы». В Госдуме окажутся представители всех социальных групп, но их представительство будет «не реальным, а декоративным», как в Верховном совете СССР были «символические рабочие, символические крестьяне».

В следующей Госдуме также окажутся высокопоставленные чиновники, которые «не устраивают Кремль на своих местах в органах исполнительной власти», полагает Алексей Мухин. Прежде всего, это вице-губернаторы некоторых ключевых регионов, связанных с нефтяной отраслью и металлургией. На их места поставят москвичей, которые «будут отвечать за конкретные проекты и контролировать финансовые потоки». А регионалам дадут возможность выслужиться для дальнейших повышений. Поэтому Госдума станет «надежным механизмом для голосований», а не местом для споров – «для этого теперь есть Общественная палата».

И еще депутаты следующей Думы, которых выберут только по партийным спискам, будут совершенно равнодушны к обращениям избирателей, убежден Виктор Похмелкин. Депутат говорит, что получает по 300 писем в неделю. «Я реагирую, потому что избран по округу. Если люди обратятся к избранному по списку, они получат совсем другую реакцию».

"