Posted 9 марта 2006,, 21:00

Published 9 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Скрытая вертикаль

9 марта 2006, 21:00
Борьба с терроризмом на российском законодательном поле продолжает набирать обороты. После принятия закона «О противодействии терроризму» и создания Национального антитеррористического комитета (НАК) Владимир Путин в четверг предложил Госдуме ратифицировать конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма. Однако со

Внесение президентом России в Госдуму конвенции Совета Европы завершило мощную административно-законодательную атаку на терроризм, предпринятую российскими властями на прошедшей неделе. В результате в стране появилась новая властная вертикаль на базе ФСБ. Эта вертикаль, как и положено в таком ведомстве, на первый взгляд как будто не видна, но если случится худшее, она проявит себя в полной мере.

В понедельник Владимир Путин подписал одобренный в кратчайшие сроки депутатами и сенаторами федеральный закон «О противодействии терроризму». В процессе обсуждения этого документа на Охотном Ряду прозвучали разные оценки его эффективности. Но главным объектом критики стало положение закона, разрешающее при определенных условиях сбивать гражданские самолеты с заложниками на борту. В остальном же закон дает общее определение терроризма и обозначает основные направления борьбы с этим опасным для общества явлением.

Одновременно с подписанием вышеупомянутого закона в понедельник вступил в силу указ президента России «О мерах по противодействию терроризму», в соответствии с которым был образован Национальный антитеррористический комитет. Первое заседание нового органа состоялось уже во вторник. Все тем же указом президента главой НАК назначен директор ФСБ РФ Николай Патрушев. Кроме него в комитет вошли главы МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранса, Минсвязи, Минпромэнерго, глава внешней разведки и директор ФСО. От Минобороны в НАК делегирован начальник Генштаба. Обе палаты Федерального собрания представлены на уровне вице-спикеров. Таким образом, в стороне от непосредственного участия в работе НАК оказался министр обороны Сергей Иванов. Да и сам президент России сохранил за собой возможность свыше контролировать деятельность органа.

Зато в результате простого административного решения все полномочия в области борьбы с терроризмом сконцентрировались в одном ведомстве – в ФСБ РФ. На первом заседании нового комитета председатель НАК, директор ФСБ Николай Патрушев сообщил, что для планирования борьбы с терроризмом и правильного распределения сил и средств федеральных и территориальных органов исполнительной власти в рамках комитета образован Федеральный оперативный штаб. Причем руководство штабом г-н Патрушев также оставил за собой. Созданные на местах антитеррористические комиссии, по его словам, возглавят «высшие должностные лица субъектов РФ», то есть назначаемые президентом губернаторы. На их плечи ляжет материально-техническое обеспечение антитеррористической деятельности. А вот непосредственно руководить контртеррористическими операциями будут региональные оперативные штабы, во главе которых встанут руководители местных управлений ФСБ. Кроме того, «чекисты» возьмут на себя и тяжелую ношу аппаратной работы. Как сообщил во вторник Николай Патрушев, в недрах его ведомства уже формируется аппарат НАК, а территориальные управления ФСБ проводят аналогичную работу на местах. «Впервые в реализации антитеррористических мер в России будут координироваться действия всех ветвей власти в рамках одной структуры», – подчеркнул г-н Патрушев. Правда, при этом он признал, что его назначение председателем НАК означает, что «ответственность за профилактику терроризма, борьбу с ним и за ликвидацию последствий терроризма ложится на ФСБ». По крайней мере теперь известно, с кого спрашивать, если снова случится беда.

Надо напомнить, что работа над созданием НАК в недрах правительства РФ велась уже давно. Так осенью прошлого года в административном департаменте правительства состоялось рабочее совещание с участием представителей заинтересованных министерств и журналистов нескольких ведущих российских изданий. В том числе был приглашен и корреспондент «НИ». На том совещании чиновники как раз и пытались выяснить наиболее эффективные формы «взаимодействия со СМИ». В ходе беседы стало ясно, что простое привлечение отдельных журналистов или руководителей СМИ к работе антитеррористического комитета не позволит встроить всю прессу в новую вертикаль. После этого интерес к данной теме в Белом доме несколько поутих.

На этой неделе стало ясно, что не избежит тяжелой ноши борьбы с терроризмом и отечественный «социально ответственный» бизнес. Так в СМИ появились сообщения о том, что правительству поручено в срочном порядке разработать механизм «добровольного финансирования крупнейшими бизнес-структурами России антитеррористической деятельности в рамках НАК». Объединениям российских предпринимателей рекомендовано создавать соответствующие фонды. Можно вспомнить, что такая практика была широко распространена в середине 90-х, когда по всей стране плодились фонды поддержки правоохранительных структур. Только тогда мы боролись с организованной преступностью.

Вместе с тем создается впечатление, что такое мощное административное развитие только что принятого закона «О противодействии терроризму» стало неожиданностью для принимавших его депутатов Госдумы.



Решит ли НАК проблему терроризма?

Член комитета ГД по безопасности, депутат Геннадий ГУДКОВ (фракция «Единая Россия»):
– Я, например, считаю, что функцию координации борьбы с терроризмом вполне мог бы взять на себя Совет безопасности. Для этого не нужно было создавать отдельный комитет. Но большой беды не будет, если создано такое ведомство. Триста человек мы уж как-нибудь прокормим. Если будет эффективная работа, то значит это правильный путь. Если это ограничится очередными бюрократическими перестановками – неправильный. Условия созданы. Теперь дело исполнительной власти оправдать доверие.

Член комитета ГД по безопасности, депутат Николай ЛЕОНОВ (фракция «Родина»):
– Всех целей и задач, поставленных президентом, НАК в одночасье выполнить, разумеется, не сможет. Это было бы слишком просто. Беслан показал, что недостаточная согласованность действий препятствует более эффективной борьбе с террористами. Поэтому сейчас началась теоретическая проработка взаимодействия органов безопасности. Но все будет зависеть от умения на практике использовать наработки заседаний комитета.

"