Posted 9 февраля 2011,, 21:00

Published 9 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:40

Updated 8 марта, 06:40

«Мы держим под контролем эту ситуацию»

«Мы держим под контролем эту ситуацию»

9 февраля 2011, 21:00
В среду скандал с лишением визы и выдворением из России корреспондента британской газеты «Гардиан» Люка Хардинга (на фото) неожиданно завершился. МИД РФ заявил, что в российском посольстве в Великобритании готовы выдать новую визу этому журналисту, если он сам захочет продолжить работу в Москве. Хардинг должен лишь «от

Поддержку британскому журналисту международный Комитет защиты журналистов выразил в сообщении, опубликованном на сайте организации. «Эта акция – тревожный сигнал для всех международных журналистов, освещающих события в России», – считает координатор европейских и центральноазиатских программ КЗЖ Нина Огнианова. Между тем сам Хардинг заявил, что в России развернута кампания по притеснению иностранных журналистов. «Инцидент с моей депортацией – это часть акции по притеснению иностранных корреспондентов, работающих в России, – полагает британский корреспондент. – Это часть программы действий по высылке из страны журналистов, правдиво освещающих события».

Напомним, что корреспондент газеты «Гардиан» вернулся в Россию в минувшие выходные дни. Но в аэропорту «Домодедово» после проверки паспорта ему отказали во въезде. Он был отправлен обратно в Великобританию. Во вторник российский МИД объяснил отказ британскому журналисту во въезде в Россию тем, что он допустил целый ряд нарушений правил работы иностранных корреспондентов, утвержденных правительством РФ. В МИДе сообщили, что запросив и получив продление аккредитации в конце ноября прошлого года, Хардинг выехал из Москвы в Лондон по своим делам, не получив выписанное ему удостоверение иностранного корреспондента. «Его предупреждали, что он нарушал правила, под которыми подписался, когда без уведомления служб безопасности посещал зоны контртеррористической операции, приграничные районы, закрытые для посещения иностранцев, он признал свои ошибки, что поступил неправильно, было принято решение продлить визу до мая этого года, – добавил тогда министр иностранных дел Сергей Лавров. – Аккредитацию он должен был получить, но он этого не сделал, уехав в Лондон. Поэтому, когда он сейчас приехал, его не пустили».

Быстрая реакция последовала и от британских властей. Член британского парламента от лейбористов Крис Брайант предложил не принимать в Лондоне министра иностранных дел России Сергея Лаврова до тех пор, пока полностью не прояснится ситуация вокруг отказа во въезде в Россию Люка Хардинга. Поездка российского министра в Лондон запланирована на следующую неделю. Правда, позже высказывания Брайанта несколько смягчил британский министр по делам Европы Дэвид Лидингтон. Он подчеркнул, что «важно продолжать переговоры с Россией» и что в Лондоне не боятся обсуждать с Москвой сложные вопросы, «по которым между нами существуют сильные или даже очень сильные разногласия».

Многие эксперты связывают первоначальный отказ во въезде британскому журналисту с тем, что в последние месяцы Хардинг был причастен к публикации в «Гардиан» материалов Wikileaks в том числе о России, ее руководстве и ключевых фигурах политики и бизнеса. Руководитель Фонда защиты гласности Алексей Симонов отметил, что это далеко не первый и не второй подобный случай. Он рассказал, что периодически неприятности случались с польскими журналистами, с одной чешской журналисткой, которую выслали из страны за излишнее увлечение чеченской темой, три года назад в страну не пустили Наталью Морарь. «Хотя в этой истории есть одно отличие от предыдущих, здесь существует некоторая попытка хоть как-то объяснить поступок, – отметил «НИ» эксперт. – Можно верить или нет, но это все-таки объяснение».

Председатель Союза журналистов РФ Всеволод Богданов рассказал, что они уже выразили недоумение по этому поводу. «Учитывая характеристику газеты «Гардиан» и то, что журналисты газеты всегда придерживаются этических норм, что все это было сделано практически без объяснений, мы высказались публично, – сказал «НИ» глава СЖР. – Мы получили некий результат, когда министр иностранных дел дал поручение разобраться с тем, что произошло».

"