Posted 9 декабря 2018,, 06:59

Published 9 декабря 2018,, 06:59

Modified 7 марта, 16:23

Updated 7 марта, 16:23

"Экстремист" из гимназии. Как власти борются с организатором профсоюза

"Экстремист" из гимназии. Как власти борются с организатором профсоюза

9 декабря 2018, 06:59
Фото: Фото: 2gis.ru
Старшеклассник из Санкт-Петербурга заставил городских и федеральных чиновников по пунктам объясняться на тему изъянов российского образования. Начиналась история с прямо противоположного: на ковре у директора стоял он сам. «НИ» узнали у ученика, что изменилось в гимназии после огласки конфликта.

Директору гимназии №622 Санкт-Петербурга Наталье Алексахиной не понравилась идея старшеклассника о создании в школе профсоюза, который бы помогал ученикам отстаивать свои права. Инициативу Петра Петрова [имя несовершеннолетнего изменено в соответствии с правилами РКН] к моменту скандала поддержало уже около 170 школьников, в основном из старшей школы. Они собрались на футбольном поле обсудить концепцию будущего, еще несуществующего профсоюза «Ученик». О собрании стало известно руководству школы. Но на собрание активных школьников директор с завучами пойти не захотели, а стали вместо этого ребят всячески прессовать. Петю вызвали на ковер и как организатора обвинили в экстремизме, грозили прокурорскими проверками и психлечебницей и вдобавок обещали отчислить из школы.

О начавшихся гонениях Петров рассказал своему знакомому – активисту профсоюза работников образования «Учитель» Андрею Демидову, который рассказал о происходящем на своей страничке в Facebook. История перешла в плоскость СМИ и вызвала огромный общественный резонанс, что заставило федеральных чиновников выходить с официальным комментарием.

По своему отличилось Минпросвещения России, которые начали свою мысль со всесторонней поддержки инициатив учащихся, а закончили высказываниями о «деструктивным начале» и опасениями по поводу готовящихся «баррикад».

«Министерство всегда поддерживает инициативность учащихся во всех аспектах образовательной деятельности, если она несет в себе созидательное, а не деструктивное начало. В этом смысле «баррикады» вряд ли способны привести к какому-либо развитию», - пояснило ведомство свою позицию журналистам.

«Новые Известия» связались с Петром Петровым, чтобы узнать, что происходит в гимназии после того, как его конфликт с дирекцией вышел далеко за пределы Санкт-Петербурга.

Давление на учеников продолжаются, директор прилагает все усилия, чтобы профсоюз «Ученик» создан не был, первым делом сообщил десятиклассник.

В то же время скандал дал и обратный, неожиданный эффект. Популярность еще несозданного объединения растет, вступить в него теперь хотят намного больше учеников, чем раньше.

- План по объединению в профсоюзе к концу декабря 600-700 членов теперь видится как весьма реалистичный, - говорит Петр. – Присоединяются другие школы, в них открываются первичные организации. Казалось бы, если идея так популярна у ребят, надо как-то начинать с ними говорить об этом, но нашу инициативу, наш план-минимум директор школы по-прежнему игнорирует. Вместо этого она продолжает с нами борьбу.

В чем именно выражается борьба Натальи Алексахиной со школьниками? По словам Петра, только за один пятничный день она лично выступила с лекциями перед всеми старшеклассниками, а также отдельно – перед школьным советом старост. Суть "лекций" директора свелась к попытке дискредитации Петра Петрова и его сторонников перед учениками и обвинению его во вранье.

- В чем же именно и кому я вру? Этого директор объяснить не потрудилась. Наверное, сама не знает. Но вру я якобы во всем и везде, где только можно, и врать буду и поэтому не надо ничем таким со мной заниматься, что я предлагаю – такая ее позиция. При этом в СМИ она продолжает упорно молчать и никому не дает комментариев.- говорит Петр. - А мы просим администрацию об актовом зале для встреч. Мы настроены на улучшение учебного процесса, нам хотелось бы добавить личностный подход к ученикам. План максимум – это, конечно же, реформирование системы образования, в том числе отмена ЕГЭ и ОГЭ.

Совету старост Наталья Алексахина заявила, что в школе в их лице уже есть организация, которая якобы выполняет все необходимые функции по самоорганизации учеников. Но, как видно, этот совет старост за всю учебную жизнь ничего хорошего не сделал, потому что все инициативы учеников в нем перебиваются директивами дирекции гимназии, кроме того, он изжил себя как инструмент, - продолжает десятиклассник.

По словам Петра, он продолжает добиваться личной встречи с директором, чтобы еще раз объяснить ей, какие у будущего профсоюза цели, зачем он создается и растолковать, что ничего противоестественного и противозаконного в нем нет.

- Диалога так и не состоялось. Единственный раз, когда директор вызывала меня к себе в кабинет, ничего вразумительного я не услышал, только запугивания. В кабинете были все завучи и педагоги-организаторы, которые только поддакивали ей. Наедине при этом она разговаривать со мной не захотела. Я пытаюсь ей дозвониться, чтобы поговорить, но она меня игнорирует.

По рассказам ученика, свои угрозы о заявлениях в прокуратуру и отчислении Наталья Алексахина пока не реализовала.

- Какой бы уровень слабоумия у директора ни был, если она напишет в прокуратуру или полицию, то соответственно, должна будет должности директора лишиться за то, что заигралась во власть, и за то, что не понимает, что ничего противозаконного мы не делаем. Прокуратура же встанет на нашу сторону, - уверен Петр.

Проблемы в школе как были, так и остаются - их немало, и их надо решать, говорит собеседник. Тезисно он характеризует основные из них так:

- Неудовлетворительная организация и дороговизна школьного питания

- Нарушенные нормативы по проверочным и контрольным работам. В гимназии в один день их часто проводится в разы больше, чем это допустимо. Ситуация характерна для всех звеньев, но особенно проблема актуальна для младших классов.

- Система ЕГЭ-ОГЭ – малоэффективна. «По себе знаю, что при обучении по такой механизированной системе ученик в действительности получает минимальное количество знаний», - утверждает Петр.

- Совет старост неэффективен и не решает реальных проблем учеников.

- Отсутствие личностного подхода к ученикам. «Мы не против школьной формы. Но мы хотим, чтобы нас перестали отчитывать за свет волос, ногтей и украшений», - требует ученик.

- Качество преподавания и обучения мы оцениваем на 3 балла по пятибалльной шкале.

В конце беседы с корреспондентом «НИ» Петр Петров поинтересовался, поддерживает ли его общество и журналисты:

- Мы понимаем, что давление на нас будет продолжаться и будет усиливаться, потому что мы будем продолжать развивать наш профсоюз. Если столь многому количеству ребят это интересно, почему мы должны прекратить? Поэтому сейчас поддержка нам очень нужна для укрепления духа. Есть уже мнения, что может среди нас появиться и засланный человек, который вывернет нашу инициативу, как это было с «Новым величием». Нам и это приходится иметь ввиду, - подытоживает Петр.

А вот как комментируют повеление ученика старшие товарищи.

Андрей Демидов, педагог, активист независимого профсоюза "Учитель":

- Ситуация со школьником, к сожалению, несмотря на внешнюю экзотику, достаточно типичная. Всякая несанкционированная активность учащихся вызывает настороженность, даже если цели этой активности вполне благородны. Профсоюз - узаконенный инструмент переговоров и разрешения конфликтов. Вот только вести переговоры с учениками взрослые часто считают ниже своего достоинства. А по-хорошему это был бы прекрасный инструмент улучшения морального климата в школе, получения активными учениками полезных в будущем навыков коммуникации и компромисса. Но нет, на пустом месте создан громкий скандал, и директор испортил себе репутацию. Зачем? Кстати, по законодательству о профсоюзах вступать в них можно с 14 лет.

Андрей Коновал, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие»:

- Ещё один пример, доказывающий, что в лице нынешних школьников страна получит граждански активное, способное к самоорганизации поколение. Важно, что учениками была выбрана такая форма объединения как профсоюз. У старшего поколения профсоюзы ассоциируются с советскими профкомами, которые были встроены в администрацию и не являлись самостоятельной структурой. Понимание, что такое настоящие профсоюзы и какие задачи они выполняют, сегодня постепенно входит в жизнь через опыт новых, демократических профсоюзов, а также через информацию о социальной борьбе в западных странах. К сожалению, учителя в своей массе - как и большая часть российского населения - сохраняют устаревшие стереотипы политического поведения, отсюда и подобные эксцессы.

Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент, академик РАО:

- Что тут можно сказать? Дурь администрации. Полный непрофессионализм. И вот с этим со всем столкнулся светлый, чистый, замечательный парень. Мы когда говорим о развитии демократии, самоуправления, гражданского воспитания, а сами всё это душим, ничего, кроме омерзения, у меня это не вызывает. Я ознакомился с требованиями этого парня. Хохотал – могут же взрослые люди раздуть на пустом месте скандал. Он не только не требует невозможного, он ещё очень мягко свои требования выдвигает. Ученики вообще-то требуют соблюдения тех норм, которые прописаны в законодательстве и которые школа нарушает. Они требуют, чтобы было не больше трёх контрольных в один день. Извините, санитарные нормы запрещают больше одной. Он требует, чтобы не придирались к цвету волос у девушек и юношей. Извините, ни в каком уставе эти запреты и не прописаны, и школу должно интересовать не что у ребят НА голове, а то, что у них В голове. У любого вменяемого педагога возвращение к совковому менталитету должно вызывать изжогу. За эту инициативу учеников директору, напротив, ухватиться бы, вступать с ребятами в диалог и этим вести грамотное воспитание. Парень начитался марксистских работ и работ культурологических – это приветствовать надо. И он не один. Не такие дураки наши дети, какими их выставляют. Они прекрасны. Я б таким учеником гордился. Вместо этого – угрозы, шантаж, вызов родителей, обвинения в экстремизме. Вот именно так, своими собственными руками, неграмотностью и выращивают врагов общества, врагов государства.

Я это всё проходил в 90-ые годы, ещё до августовского переворота. Образовывались тоже разные секции из разных марксистов, анархистов, и я им предоставлял комнату, приходил на их дискуссии и сидел. И ничего плохого из них не вышло.

Дайте детям мужать, а не душите их. Ведите диалоги как умные взрослые. А если мы будем, как дураки поступать, они будут считать нас, извините, козлами и будут правы.

"