Posted 8 декабря 2014,, 21:00

Published 8 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:11

Updated 8 марта, 04:11

Указали на выход

Указали на выход

8 декабря 2014, 21:00
Для исключения из реестра «иностранных агентов» некоммерческие организации (НКО) должны будут подать заявление, на основании которого будет проведена внеплановая проверка. Если она подтвердит отсутствие политической деятельности и иностранного финансирования, статус «иностранного агента» будет снят, решили в Минюсте. П

Министерство юстиции (Минюст) подготовило изменения в Закон «О некоммерческих организациях», в которых предложило механизм выхода НКО из реестра «иностранных агентов». То, что сейчас такой процедуры в законе не предусмотрено, выяснилось осенью этого года, когда из реестра попыталась выйти региональная общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга». На требование лишить ее приставки «иноагент» в Минюсте ответили, что «такой технической возможности нет».

В соответствии с поправками Минюста исключение из «иностранных агентов» будет производиться по заявлению самих НКО. На его основании министерство организует внеплановую проверку и в течение трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления примет решение. Чтобы это решение было положительным, необходимо, чтобы организация отказалась от политической деятельности и в течение одного года не получала финансирование из-за рубежа.

О поручении Минюсту скорректировать закон об НКО, предусмотрев в нем возможность выхода НКО из списка «иностранных агентов», сообщил президент Владимир Путин на встрече с уполномоченным по правам человека в РФ Эллой Памфиловой в середине ноября. Во время беседы с федеральными и региональными омбудсменами 5 декабря глава государства также подтвердил, что закон об НКО «не идеальный» и «его надо поправлять». Однако каким конкретно образом это необходимо делать, президент не уточнил. Сами же правозащитники призывали президента дать правовую определенность термину «политическая деятельность», пересмотреть понятие «иностранный агент», которое оскорбляет правозащитных деятелей, и переделать закон об НКО в целом – так, чтобы его применение не приводило к давлению на некоммерческие организации.

Неудивительно, что к законодательным поправкам Минюста правозащитники отнеслись сдержанно. «В ситуации, когда процедура включения в список «иностранных агентов» носит достаточно произвольный характер, то и любая процедура исключения из этого списка может быть применена таким же произвольным образом. Поэтому я не вижу больших плюсов или минусов по любой процедуре выхода, какой бы ее ни придумали. Важен не вопрос исключения, а вопрос, на каких основаниях и при каких обстоятельствах организации попадают в этот реестр», – сказала «НИ» директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина. Кроме того, еще неизвестно, насколько адекватно в Минюсте будут готовы воспринимать аргументы организации, пожелавшей выйти из реестра. «Сегодня, например, аргументы о том, что на счету организации нет денег, не являются для Минюста достаточными, чтобы остановиться и не включать организацию в реестр», – заметила она.

"