Posted 8 декабря 2004,, 21:00

Published 8 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

«Об освобождении от службы даже не заикайтесь»

8 декабря 2004, 21:00
Жительница Мордовии Людмила Маркина выиграла суд у призывной комиссии, которая отправила ее больного сына в армию. Там из него всего за три месяца чуть не сделали полного инвалида. Женщина добивается теперь прокурорской проверки военкоматов и отправила на днях соответствующую жалобу в Генеральную прокуратуру России. По

Весной этого года главный военком Мордовии Сергей Дьяков по собственному желанию покинул свой пост, сославшись на проблемы со здоровьем. Однако многие в республике полагают, что истинной причиной отставки генерала стали нарушения закона, выявленные в ходе проверок военных комиссариатов. Одним из самых резонансных было «дело Сергея Маркина», которого призвали в армию, несмотря на неизлечимую форму заикания. Через три месяца службы еле живого юношу комиссовали из Вооруженных сил, а его мать по сей день добивается справедливости.

«Сережу призвали в 2002 году, – рассказывает «НИ» Людмила Маркина, – в Ленинский райвоенкомат мы предоставили справку из психоневрологического диспансера, где и значился диагноз сына –«клотоническое заикание артикулярно-голосовой формы». С таким заболеванием в армию не берут. Но нам дали понять, чтобы об освобождении сына от службы мы даже не заикались, без всяких дополнительных обследований Сергея признали годным и отправили в часть. Болезнь тем временем прогрессировала».

Когда парень попал в Ростовский военный госпиталь, у него нашли целый букет болезней: органическое заболевание головного мозга с высокой степенью заикания с нарушением дыхания; хронический гастрит, адаптационный тип недостаточности питания I степени и т.д. Его тут же комиссовали. «Когда я увидела своего сына – расплакалась, – вспоминает Людмила, – кожа да кости, замкнутый, говорить совсем не может, только мычит. Все, что он хотел нам сказать, писал на бумаге ручкой. Это было ужасно!»

Проблемы на службе у юноши начались с первого же дня. Он даже присягу из-за своего недуга не мог произнести. С тех пор стал объектом насмешек сослуживцев и испытал всю тяжесть дедовщины. Его постоянно избивали, а он даже пожаловаться толком не мог, поскольку не в состоянии был членораздельно отвечать на вопросы. А потом практически перестал говорить. Людмила Маркина решила, что виновные должны ответить за содеянное, и подала в районный суд иск на призывную комиссию Ленинского райвоенкомата. Члены комиссии упирали на то, что на дополнительное обследование Маркина у военкомата не было средств. Однако российское законодательство предусматривает бесплатное лечение призывников. Видимо, никому из членов комиссии просто не хотелось возиться с бедолагой. В итоге решение Ленинского военкомата о призыве Маркина в армию суд признал незаконным, но в выплате компенсации за моральный и физический ущерб семье отказал: мол, не государство виновато, а конкретные должностные лица, поэтому и денежный иск надо подавать именно на них.

Прокурор отдела прокуратуры региона Олег Горин тоже считает виновниками случившегося должностных лиц военных комиссариатов и Ленинской призывной комиссии. «Видимо, медицинское освидетельствование граждан там велось формально», – говорит он. А прокурор Пензенского военного гарнизона Евгений Кушнеренко прямо заявляет о причастности к случившемуся бывшего республиканского военкома Сергея Дьякова. «Он как заместитель председателя призывной комиссии региона не организовал должный медицинский осмотр Маркина и не контролировал обоснованность его направления в войска», – считает Кушнеренко.

Виновные в незаконном призыве Маркина в итоге были привлечены к дисциплинарной ответственности. Дьяков подал в отставку. Однако Людмилу Маркину такой итог не удовлетворил. Она считает, что виновата вся система госпризыва. «Я буду добиваться прокурорской проверки!» – заявила она «Новым Известиям».

"