Posted 8 ноября 2011,, 20:00

Published 8 ноября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:09

Updated 8 марта, 06:09

Не выбирая средств

8 ноября 2011, 20:00
«Новые Известия» продолжают следить, где, кто и как игнорирует российское законодательство о выборах. За неделю количество сигналов, которые граждане направляют из разных регионов страны на «горячую линию» и интерактивную «Карту нарушений» ассоциации «Голос», выросло почти в 1,5 раза. На вчерашний день их было зафиксир

Нарушение правил наружной агитации стало носить в последние дни массовый характер. Из Самары, например, сообщают о незаконной агитации со стороны «Яблока»: там агитационные листовки расклеиваются на стены без согласования с собственниками зданий. В этом же городе граждане недовольны, что кандидата-коммуниста продвигают с помощью лозунгов, нанесенных краской на стены домов. Эсеров в Ижевске подозревают в привлечении к агитации несовершеннолетних граждан. А в Курганской области билборды «Справедливой России» собираются проверить на экстремизм за подозрительные слоганы: например, «Курган, встань и иди», «За родину без жуликов и воров» (всего 10 фраз).

Из Барнаула пришло сообщение, что губернатор Алтайского края Александр Карлин с плаката обещает, что «с «Единой Россией» государственной поддержки будет больше». А это, по мнению гражданина, написавшего на «Карту нарушений», свидетельствует «о рекламировании отдельной партии представителем исполнительной власти и обещании денег за счет государства в случае голосования за отдельную партию». Из Санкт-Петербурга жалуются на псевдосоциологические опросы, повторяющиеся изо дня в день. У граждан выясняют, сколько человек проживают в квартире, сколько пойдет голосовать, а самое главное – за кого. Получив ответ, что голосование является тайным и никто не обязан отчитываться о своем волеизъявлении, мнимые социологи начинают агитировать за определенного кандидата. Что вполне естественно раздражает избирателя.

Предвыборная борьба вступила в активную фазу, и простому обывателю все сложнее отличить правдивую и продуманную агитацию от хорошо замаскированного черного пиара. Кто клеит не снабженные выходными данными листовки «за» и «против» кандидатов, кто пишет на стенах домов, кто надоедает людям по телефону, установить практически невозможно. По мнению исполнительного директора ассоциации «ГОЛОС» Лилии Шибановой, никаких конкретных методов борьбы с такими нарушениями не существует. «Нельзя, например, найти доказательства, кто изготовил листовки: то ли сам кандидат для самопиара, то ли его политические противники. На протяжении 11 лет мы поднимаем вопрос о черном пиаре. Единственный способ борьбы с ним – это сделать некую «доску гласности», где показывать гражданам, какие конкретно информационные материалы, которые они получают, являются черным пиаром. Должно быть место, где всегда можно посмотреть образцы правдивой или подложной агитации»,– заявила «НИ» г-жа Шибанова.

По ее словам, со стороны избирательных комиссий должны быть четкие сигналы, что определенные информационные материалы являются подложными. «Это простое информирование граждан о том, что такое явление существует, чтобы люди понимали, что им вручают», – пояснила эксперт. Она признает: вести расследование, чтобы выяснить, кто, где и что незаконно напечатал, государству очень затратно и по финансам, и по времени. Но иного выхода нет, ведь сами политики этим не занимаются, потому что у них сейчас другие цели и противодействие неуправляемой контрагитации в них не входит.

Что же касается нарушения избирательного законодательства в части давления на избирателя с помощью угроз увольнения или обещаний всеобщего процветания (чаще всего финансового, с указанием конкретной суммы, чем уже прославились ижевские единороссы), то этому, считает г-жа Шибанова, можно противодействовать. «Ситуация с административным давлением более серьезна, но ее можно отслеживать, на нее можно реагировать. Прежде всего это должны делать избирательные комиссии, это их работа,– утверждает эксперт.– Проблема заключается в том, что органы, сотрудники которых получают зарплату за то, что они должны контролировать выборы, не ведут таких расследований. Они не замечают даже конкретных сигналов с видеодоказательствами. И это свидетельствует о том, что государственных структур, которые заинтересованы в том, чтобы противостоять административному ресурсу, на сегодняшний день практически нет».

Кстати, характерная деталь. Член ЦИК Майя Гришина заявила вчера, что ведомство не нашло противоречий избирательному законодательству в том, что агитплакаты «Единой России» практически идентичны рекламе Мосгоризбиркома (об этом «НИ» писали в предыдущем номере). В Мосгоризбиркоме также говорят, что законодательно такое «сходство» не запрещено, главное – не нарушать законы об интеллектуальной собственности. А поскольку авторскими правами на эту рекламу владеет изготовитель (он у «ЕР» и Мосгоризбиркома общий), то и проблем здесь нет.

Любопытно, как поведет себя Мосгоризбирком, если точно так же поступит какая-нибудь из оппозиционных партий.

"