Рус
Eng

Гоголю и не снилось! Как овечья шерсть воюет против «Умного голосования»

Гоголю и не снилось! Как овечья шерсть воюет против «Умного голосования»
Гоголю и не снилось! Как овечья шерсть воюет против «Умного голосования»
9 сентября, 11:38ПолитикаФото: Твиттер
Компания по переработке овечьей шерсти, зарегистрировав новый товарный знак, рискует потерять своих клиентов

Моисей Гельман

В Дагестане есть одно небольшое, но экономически эффективно действующее предприятие ООО «ВулИнтерТрейд», зарегистрированное в Невинномысске Ставропольского края. В его штате числятся всего два сотрудника. Предприятие закупает немытую овечью шерсть, очищает ее и затем реализует на рынке. За 2020 год выручка составила солидную сумму в 43,474 млн. рубля при прибыли 3,932 миллиона. Недавно учредитель компании решил существенно расширить свою деятельность и 26 июня этого года подал в патентное ведомство заявку на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Предназначены они для «индивидуализации», как не совсем корректно сказано в Гражданском кодексе, объектов деятельности товаропроизводителей. Такими знаками предприниматели метят свои товары, работы и услуги, чтобы потребители отличали их от подобных товаров (работ, услуг) других товаропроизводителей.

Обычно заявки в Роспатенте рассматриваются от полугода до года и более. Но заявку «ВулИнтерТрейд» зарегистрировали уже 10 августа, то есть менее чем через 1,5 месяца. Как мне кажется, громадную роль в ускорении регистрации сыграли актуальность, уникальность и оригинальность названия товарного знака - «Умное голосование». Его художественное изображение (см. рис.) в виде квадрата с восклицательным знаком как бы намекает на наличие интеллекта у потенциального покупателя той же овечьей шерсти, взывая к его подсознанию выскочить из «футляра» прежних представлений и проголосовать своим рублем за хороший продукт. К ускоренной регистрации патентоведов подталкивало также бронирование заявителем этим знаком правовой защиты громадной номенклатуры объектов из перечисленных в Международной классификации товаров и услуг. Они указаны в описании заявки и на глазок число их составляет порядка тысячи (номер государственной регистрации 823798). Это означает, что товарный знак и знак обслуживания «Умное голосование» будут надежно защищать «ВулИнтерТрейд» от посягательств на присвоение кем-то авторства множества товаров и услуг, которые компания собирается производить помимо очистки овечьей шерсти.

Масштаб замыслов владельца ООО громаден. В начале большого списка видов продукции и услуг значатся агар-агар для промышленных целей, азот, актиний, алкалоиды, альгинаты для пищевой промышленности и т.д. А замыкают перечень такие виды деятельности как агентства брачные, агентства детективные, агентства по организации ночной охраны, агентства по усыновлению детей, арбитраж, аренда доменных имен в сети Интернет и др. Надо полагать, ночная охрана понадобится также и для отар овец, будущих объектов пострига, так как одних кавказских овчарок для этого будет недостаточно.

Естественно, что при таком «громадье планов» умный хозяин должен был позаботиться о судебной защите предметов своих будущих интересов. Поэтому первого сентября этого года компания «ВулИнтерТрейд» обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском о защите своего товарного знака от незаконных посягательств на пользование им другими лицами посредством поисковых систем «Яндекс» и Google. Как полагает истец, высвечивание поисковыми системами на экранах компьютерных мониторов и гаджетов словосочетания «умное голосование» наносит материальный ущерб его коммерческим интересам. Того же мнения, пока временно, без рассмотрения дела по существу, придерживается и Арбитражный суд Москвы. Он принял иск к рассмотрению, назначив слушание дела в ноябре, и в качестве обеспечительной меры запретил компаниям Google и «Яндекс» отображать в Интернете словосочетание «умное голосование». Однако у меня есть основания сомневаться в обоснованности этого решения. И вот почему.

Как отмечалось, индивидуальный товарный знак используются для идентификации товара, работы или услуги определенного производителя, чтобы отличать их таким способом от аналогичной продукции (работ, услуг) других фирм. В случаях работ и услуг товарный знак называется знаком обслуживания. Товарные знаки подразделяются на различные виды – логотипы, бренды, торговые марки и др. Зарегистрированный товарный знак принадлежит только одному владельцу и без его разрешения никто другой не имеет права пользоваться этим брендом.

В перечне работ и услуг, в отношении которых компания «ВулИнтерТрейд» зарегистрировала товарный знак, отсутствует предмет абстрактной деятельности «умное голосование». Что сможет ответить суд, если Google и «Яндекс» обратят внимание на это обстоятельство?

Вместе с тем, согласно ст. 1483 Гражданского кодекса РФ «не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью». Словосочетание «умное голосование» существенно отличается от изображения товарного знака компании «ВулИнтерТрейд», содержащего также графические элементы. Уже по этой причине представляется сомнительной объективность запрета использовать упомянутое словосочетание для отображения в поисковых системах.

Как известно, поисковые системы реагируют не на картинки, а на слова. Потребовав заблокировать словосочетание «умное голосование», компания «ВулИнтерТрейд» тем самым заблокирует поиск и своего товарного знака. Все это напоминает мне эпизод из комедии Гоголя «Ревизор». Персонаж пьесы Городничий, собственноручно избивший плетьми унтер-офицерскую вдову, утверждал, что она сама себя высекла.

Если за судебным иском не скрываются иные намерения, многочисленные конспирологические версии которых публикуют разные источники, то непонятно, каким образом блокировка в социальных сетях названия товарного знака защитит его от посягательств других лиц. Ведь его описание опубликовано в государственном реестре товарных знаков, и доступно всем желающим ознакомиться с ним без всякого вмешательства суда.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter