Posted 9 июля 2021,, 12:41

Published 9 июля 2021,, 12:41

Modified 7 марта, 13:47

Updated 7 марта, 13:47

Проект газопровода «Пакистанский поток»: русские заходят с моря

Проект газопровода «Пакистанский поток»: русские заходят с моря

9 июля 2021, 12:41
К концу июля, как договорились Москва и Исламабад, начнется строительство газопровода «Пакистанский поток», который должен связать терминалы по приему сжиженного газа в городе Карачи на юге Пакистана с городом Лахор на севере страны.

Геннадий Чародеев

Смущает слово «поток». Первая мысль, которая приходит в голову – это очередной авантюрный мегапроект российских газовых монстров. Но в Газпроме и Лукойле «НИ» заявили, что не имеют к этому проекту никакого отношения. В Минэнерго РФ подтвердили информацию о подписании официального документа, за которым должно последовать скорое начало строительства трубопровода.

Планируется, что газопровод мощностью 12,4 млрд. кубометров, будет принимать газ со строящегося трубопровода Туркмения - Афганистан - Пакистан – Индия (ТАПИ). А на терминалы на юге страны смогут приходить танкеры из любых стран, в том числе и из России. В зависимости от того, чей газ пакистанцы захотят покупать. Но для Москвы этот рынок в целом не самый привлекательный. Ведь страна расположена достаточно далеко от российских СПГ-заводов, да и чтобы конкурировать с другими поставщиками на этом рынке российским компаниям придется делать слишком большие скидки.

Интересно, что Китай, который инвестировал в пакистанскую экономику миллиарды долларов, не участвует в новом газовом проекте. Правда, они очень интересовались проектом, но что-то их смутило и они уехали. Российские эксперты объясняют это отсутствием у Поднебесной опыта и необходимых техники и технологий для строительства газопроводов.

Российским строителям, кроме самого трубопровода, предстоит возвести электростанции, работающие на прием сжиженного природного газа (СПГ). Ранее ориентировочная стоимость проекта оценивалась в 2,5 млрд. долларов. Власти Пакистана обязуются выдать суверенную гарантию на оплату тарифа и обещает проектное финансирование.

Советник премьер-министра Пакистана Надым Бабар в интервью агентству Bloomberg обещал, что реализация проекта начнется уже в июле 2021 года. Тогда же он объявил, что Исламабад будет иметь контрольную долю в проекте до 74%, в то время как Россия согласилась владеть остальной частью пакета акций.

Bloomberg считает, что Пакистан за последние пять лет стал одной из ведущих азиатских стран по импорту СПГ. В стране пока действуют два терминала, но этого недостаточно для бурно развивающейся экономики страны.

По данным Министерства энергетики России, с нашей стороны строительством займутся Центр эксплуатационных услуг Минэнерго, Евразийский трубопроводный консорциум и «Трубная металлургическая компания». При этом пакистанская газораспределительная компания Sui Southern Gas и Sui Northern Gas Pipelines, которые уже начали активно приобретать землю для трубопровода, будут частью проекта. Российский же консорциум возглавит строительство.

Многие эксперты считают, что сам факт участия России в пакистанском проекте носит скорее стратегический, нежели коммерческий характер.

«С одной стороны, русские помогут Пакистану развивать газовую инфраструктуру для приема газа у конкурентов. С другой, - российские компании заработают на самом проекте, а рост потребления газа в Пакистане несколько снизит давление на глобальный рынок из-за переизбытка топлива», - сказал «НИ» Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.

Специалисты предполагают, что сжиженный газ, привезенный газовозами к морскому побережью Пакистана, в первую очередь пойдет на внутреннее потребление. Страна является одной из наиболее быстрорастущих газовых рынков Азии, ей нужно все больше и больше источников энергии.

«На фоне стремительно ухудшающейся собственной ресурсной базы и роста спроса уже к началу 2030-х годов дефицит на рынке может составить до 40 млрд. кубометров газа в год. Любому поставщику было бы интересно работать с рынком Пакистана, как крупной вертикально-интегрированной компании, так и трейдеру», - считает Сергей Капитонов, аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления Сколково.

Сегодня у России есть два крупнотоннажных завода по производству СПГ – на Сахалине и Ямале. С завода на Дальнем Востоке практически весь газ по долгосрочным контрактам отгружается в Японию и Южную Корею. У «Ямал-СПГ» тоже пока нет никаких контрактов с Пакистаном, но возможны небольшие сделки на оптовом рынке.

Впрочем, у России на «Пакистанский поток» совсем другие планы. Нашей стране выгодно развивать там газовый рынок, ведь чем шире газификация, тем выше потребление. Со временем Пакистан перетянет на себя ряд поставщиков СПГ, что поможет российским игрокам установить более свободные отношения с импортерами из Европы и Азии.

«То есть, например, Катар, который является лидером на рынке СПГ, и другие ближневосточные поставщики газа будут направлять свой газ в соседний Пакистан – им это выгодно. Конкуренция на европейском рынке тем временем будет меньше, и Россия сможет продавать туда больше своего газа», - объяснил Игорь Юшков.

Эксперты едины во мнении: «Пакистанский поток» - это не просто еще один зарубежный проект России, но и перспективной моделью будущих экспортных продаж российского газа. В целом, это можно назвать пощечиной Западу - сбывается предсказание американских аналитиков: «После перехода от труб к СПГ русские становятся неуязвимыми для санкций и шантажа».

"