Posted 9 июля 2020, 17:03
Published 9 июля 2020, 17:03
Modified 7 марта, 14:47
Updated 7 марта, 14:47
Елена Иванова
Две ночи подряд в Белграде проходят протесты. Во вторник вечером на улицу вышли студенты и горожане. Сначала люди мирно протестовали против нового карантина, который объявил президент страны Александр Вучич. В стране опять резко пошли вверх цифры по пандемии: 4 тысячи в больницах, 120 человек в реанимации на ИВЛ, 13 человек умерли.
Оппозиция критикует власти за то, что карантин был снят слишком рано. Уже в конце мая были открыты магазины, бары, прошли футбольные матчи со зрителями. Но как оказалось, люди не готовы снова сидеть по домам. К протестующим присоединились праворадикальные группы, и протест перестал быть мирным. Демонстранты захватили здание сербского парламента – Скупщины. Заполыхали фаеры, полиция утихомиривала протестующих дубинками и слезоточивым газом. ВВС, ссылаясь, на сербские СМИ, рассказали, что среди протестующих был член Скупщины, известный своими высказываниями против вакцины и 5G.
В среду президент Вучич в новом обращении попытался смягчить формулировки. «Карантин будет объявлен только в Белграде, и не на четыре дня, а только на выходные» - сказал он. Но попытка сгладить углы не удалась. В ночь на среду беспорядки в столице продолжились. На улицах опять горели покрышки, на полицейских летели камни, фаеры и канистры со слезоточивым газом. Таких ожесточенных противостояний на улицах Сербия не видела уже 25 лет после свержения режима Слободана Милошевича.
«Протесты продолжатся, потому что они направлены не против карантина, как кажется, а против потери контроля правительством и злоупотребления власти», написал в Твиттере Флориан Бибер из Центра изучения Юго-Восточной Европы. Оппозиция говорит, что люди не доверяют информации о количестве зараженных и умерших от вируса. Об этом пишет и сербская пресса. Карантин был снят слишком быстро, потому что правительственная партия СНП хотела стать победительницей пандемии перед выборами. Это помогло. 21 июня СНП триумфально победила. Оппозиция была разгромлена.
Сербия имеет статус страны - кандидата Европейского Союза. Шпигель пишет, что Сербия не сближается, а удаляется от Европы. В стране наблюдается усиление авторитаризма. Правящая партия проталкивает своих людей в юстицию, госуправление и государственные предприятия. Как и Виктор Орбан в соседней Венгрии, Александр Вучич поддерживает лояльных предпринимателей госконтрактами. Сербия занимает 93 место из 180 по свободе слова. Независимых изданий практически не осталось.
Европа, уставшая от Брекзита, наплыва беженцев и связанных с этим проблемами, перестала заниматься новыми кандидатами и расширением. Тогда сербский президент обратился к другим. Например, он благодарил «своего брата» Си Цинпиня, главу Китая, за помощь в борьбе с коронавирусом. «Пусть вечно растет наша нерушимая дружба», восклицал президент, бывший министр пропаганды в правительстве Милошевича.
Но те же избиратели, которые проголосовали за партию Вучича, вышли на улицы. И обещали выйти снова.