Posted 8 июля 2013,, 20:00

Published 8 июля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:03

Updated 8 марта, 05:03

Взятка в «ящике»

8 июля 2013, 20:00
На формирование в обществе «нетерпимого отношения к коррупции» правительство Сахалинской области планирует выделить из областного бюджета более 706 тыс. руб. Госзаказ на размещение соответствующих видеоматериалов на телеканалах, охватывающих не менее 90% области, был размещен на сайте госзакупок. Эксперты называют подо

До конца года антикоррупционной теме на сахалинском ТВ планируется посвятить чуть более полутора часов (заказчик меряет время секундами – 6280). Хронометраж одного сюжета, который должен заставить граждан возненавидеть коррупцию, будет составлять от 15 секунд до полутора минут. Как сказано в сопроводительных документах, размещение госзаказа производится в рамках реализации подпрограммы «О противодействии коррупции в органах исполнительной власти Сахалинской области на 2013 – 2020 годы». С 6.00 утра до полуночи в ежедневных новостных и информационно-аналитических, а также в развлекательных телепрограммах, ориентированных на детскую и молодежную аудиторию, будут размещаться информационные блоки, содержание которых пока определить сложно.

Возможные сценарии сюжетов пока не представлены. Вероятно, сахалинское правительство и губернатор собираются начать чистку рядов, рассказывая о коррупционерах в новостях, и, таким образом, заранее озаботились эфирным временем. Правда, реальные новости о коррупционных сделках и схемах СМИ интересны всегда, платить за них не надо и эффект от них куда сильнее, чем от проплаченных роликов.

Координатор общественного антикоррупционного проекта «РосПил» Константин Калмыков видит проблему в отсутствии критериев эффективности данной инициативы сахалинских властей. «Можно сколько угодно показывать различные телесюжеты, но самое главное – нужно в реальности бороться с коррупцией. Все остальное – это приложение, – пояснил «НИ» эксперт. – Насколько это будет эффективно, я затрудняюсь сказать. Это может положительно повлиять, а может и не повлиять, предугадать мы не можем».

Г-н Калмыков напомнил, что чиновники имеют право размещать на сайте госзакупкок любой заказ. Вопрос же эффективности общественность сможет поднимать лишь тогда, когда вступит в силу закон о федеральной контрактной системе. «У нас перед глазами будут планы-графики, мы сможем заранее сказать, что такие заказы не нужны, поскольку они просто неэффективны. Сейчас же, – если власти считают этот заказ нужным, они его размещают», – констатировал Константин Калмыков.

Формирование «нетерпимого отношения» вместо реальной борьбы с коррупцией – вещь загадочная. Сложно себе представить человека, который бы относился к коррупции благосклонно, если он сам в ней не участвует. По словам заместителя директора по исследованиям «Трансперенси Интернешнл – Россия» Антона Поминова, в борьбе с коррупцией более уместно просвещение, а не пропаганда. «Есть такая мера – декларирование доходов и имущества чиновников, – объяснил свою точку зрения эксперт. – Соответственно, должностные лица должны информацию о своих доходах и имуществе вешать на сайт своего госоргана. – Могли бы рассказать людям, что все это висит на сайтах, заходите, сравнивайте с предыдущими годами, – это было бы полезно. Нужно практическое просвещение, а просто ролики, которые будут к чему-то призывать, – закапывание денег».

Эксперт заметил, что у сахалинских чиновников наверняка не было выбора – такие программы в соответствии с национальным планом противодействия коррупции регионы придумывать просто обязаны. Делаются они, как правило, под копирку – по стандартному плану, чтобы отчитаться перед федеральным правительством. «Не особо задумываясь над тем, как это все будет происходить, они берут и копируют эти планы из федеральных аналогов, меняя название области и какие-то цифры, – уточнил «НИ» Антон Поминов. – Эффективность этой пропаганды сильно под вопросом. Заклинание («не давайте взятки, не берите взятки») ничего не изменит, если не изменится система, когда и для граждан, и для бизнеса, и для чиновников предпочтительной стратегией поведения является коррупционная. Хотя антикоррупционное просвещение – один из элементов любой стратегии противодействия коррупции вместе с ее предотвращением и преследованием».

"