Posted 9 мая 2018,, 15:02

Published 9 мая 2018,, 15:02

Modified 7 марта, 17:03

Updated 7 марта, 17:03

"Новый виток неолиберальных реформ". Чего ждать от нового правительства?

"Новый виток неолиберальных реформ". Чего ждать от нового правительства?

9 мая 2018, 15:02
Фото: government.ru
Эксперты и блогеры обсуждают, какой курс будет осуществлять новое правительство. Хотя его возглавляет всё тот же Дмитрий Медведев, кандидатуру которого утвердила Госдума, в составе кабинета произошли некоторые перестановки, а старый-новый премьер уже пообещал, мягко говоря, непопулярное повышение пенсионного возраста.

"В целом для Думы и Володина состав правительства весьма благоприятный, - пишет политолог Алексей Макаркин, – на уровне и аппаратного взаимодействия, и межличностных коммуникаций.

Силуанов - человек обязательный, не переходящий на личности. За время работы министром финансов лично участвовал в диалоге с Думой – как формальном, так и неформальном, что еще важнее.

Голикова – опытный переговорщик, еще работая в Минфине, она занималась активными коммуникациями с Думой, в том числе с очень сложными для чиновников опытными депутатами из бюджетного комитета. В прошлом работала вместе с Володиным – так что ее назначение можно расценивать как в том числе и его аппаратный успех. Тем более, что Володин недавно критиковал Минздрав, который она будет курировать. Такой опыт обеспечит Голиковой поддержку в Думе – а ей она нужна, так как именно ей надо будет проводить через парламент сложные реформы.

У Козака будет меньше конфликтных ситуаций с депутатами, чем на прежней работе. Там он занимался ЖКХ, к которому всегда много претензий, причем весьма эмоциональных. Сейчас будет легче.

Гордеева в Думе помнят еще по времени работы министром сельского хозяйства. У него неплохие отношения со всеми фракциями, в том числе и с КПРФ, у которой в аграрной сфере свои серьезные интересы".

"При анализе обновляемого состава правительства важно обратить внимание на несколько важных моментов, - пишет политолог Татьяна Становая.

Усиление и экспансия "финансистов". Некоторые связывают это с именем Алексея Кудрина – его протеже Антон Силуанов стал вторым человеком в правительстве. Однако Силуанов – это не Кудрин и даже не его тень. В данном случае Силуанов – это проводник жесткой бюджетной политики, которая получает примат по отношению к политике промышленной. Фактически это мягкий вариант поглощения Минфином МЭРа. Теперь нужно следить за тем, кто возглавит МЭР и сохранится ли само министерство в прежнем виде. Экспансия условных "финансистов" подтверждается и в назначении Татьяны Голиковой – она умеет считать казенные деньги, и ее приоритетом уж точно будет не наращивание, а экономия и рациональное использование госресурсов, тем более это важно в сфере социальной политики. Можно с уверенностью сказать, что Путин укрепляет контроль над бюджетом.

Невиданный рост влияния Сергея Чемезова, который получает "своего" вице-премьера в лице Юрия Борисова. Однако тут нужно быть осторожней: Борисов получил повышение, но ушел из Минобороны, а именно там формируется гособоронзаказ. Для "Ростеха" гораздо предпочтительней было бы иметь своего человека внутри ведомства, а не в качестве куратора ОПК.

Нереализованный потенциал Андрея Белоусова, которому прочили место Шувалова. Пока неясно в каком качестве он останется в администрации президента и останется ли, но новый состав правительства автоматически будет ограничивать его прерогативы, усиливая именно кабинет министров как центр выработки экономического курса. Белоусову не нашлось в нем места только по той простой причине, что он мог прийти исключительно как главный стратег. Путин предпочёл отдать эту роль Силуанову.

Необычное решение по Дмитрию Козаку. Этот кризисный менеджер "на все руки" успел поработать на целом ряде направлений, которые требовали исключительного политического контроля. Сейчас, создается ощущение, что его назначение вице-премьером по промышленности и энергетике – решение "от противного": Путину тут требовался человек прагматичный, далекий от отраслевых интересов, способный разрешать конфликтные ситуации, но в целом нейтральный и скорее технический. Найти такого непросто. Козак становится интегратором внутриэлитных интересов.

Приход в правительство Константина Чуйченко – аппаратное укрепление Дмитрия Медведева, однако это также и ослабление премьера в его отношениях с администрацией президента. Все-таки иметь на посту контрольного управления АП своего товарища – привилегия, а иметь своего главу аппарата правительства – исключительная необходимость.

В целом правительство кажется более сильным, более понятным, в нем меньше политических фигур (таких как Рогозин), но больше крепких "администраторов", и оно более "путинское": новый кабинет министров скорее отражает процесс конвергенции администрации президента и правительства".

"Фигурой нового премьер-министра Путин выбрал наихудший - неуправляемый сценарий транзита власти в России, - считает политолог Глеб Павловский. - Мы услышали о "прорывной повестке". По смыслу русской речи прорывать - значит резко менять что-то, что мешает идти вперед. Прорывать должны не студенты на Пушкинской площади, а правительство, то есть исполнительная власть. Новое правительство Медведева смело порвет со всем, что натворило старое правительство Медведева.

Удивительное свойство всех российских оппозиций - за последние 25 лет, а то и за 50 — непонимание роли правительства. Бесконечные требования "свободного парламентаризма" уходят от вопроса, кто и как управляет страной. Между тем упадок парламентаризма в 1990-е годы выражался именно в отделении кабинета министров от Думы и перехвате его Кремлем. Парламент, который не может сформировать сильное консолидированное правительство, — бесполезный парламент.

Конституция определенно отдает исполнительную власть за рамками компетенции регионов правительству РФ. По Конституции президент "определяет основные направления внешней и внутренней политики", а "исполнительную власть Российской Федерации осуществляет правительство Российской Федерации". Но из 28 лет существования РФ лишь около 8 лет страна имела сильные правительства с известной всем программой: правительство Ельцина - Гайдара в 1991–1992 году, Примакова в 1998–1999, Касьянова в 2000–2003 и правительство Путина 2008–2011. В остальное время отсутствие исполнительной власти плохо прикрывалось телепропагандой.

Сегодня правительство нужно стране не только для выхода из кризиса, но и для управления переходом власти - начинающимся послепутинским транзитом. С фигурой премьера Медведева Путин выбрал наихудший, неуправляемый сценарий транзита власти в России. Где парламенту, уже превращенному в личное министерство Володина, предоставлена возможность оттягивать власть у правительства. За спиной воюющих за власть одни будут управлять "экономикой роста", другие — подбирать "преемника", спецслужбы - "держать страну", а банки - надувать ипотечные пузыри. Идеальная придворная чехарда".

"Всё остается по-прежнему, - считает Анатолий Несмиян. - При этом премьер - важная аппаратная величина, так как в случае экстренной ситуации он становится преемником, а потому на этой позиции нужно держать человека с минимальными амбициями и доказавшего верность и преданность... Медведев здесь - идеальный кандидат. Зачем что-то изобретать?"

Особые эмоции, нескрываемые даже со стороны единороссов в Госдуме, вызвало назначение Виталия Мутко вице-премьером по строительству. Но и тут не так всё просто, - отмечает Валерий Грачиков: "Есть такая простая истина, которую знает любой строитель. Правильно и досконально составленная смета строительства или ремонта будет в итоге превышена в три раза. Плохо составленная смета – в 10 раз.

Если ориентироваться на эти показатели и вспомнить историю строительства к Олимпиаде в Сочи – нет ничего удивительного, что Мутко будет теперь отвечать за строительство. Идеальных смет сочинских объектов он не составил, но и денег, в 10 раз больше чем планировалось не истратил. Можно сказать уложился.

Кроме того, если вспомнить все достижения всеобщего любимца, то полный аллес в российском футболе начал наступать примерно тогда, когда ввели квоты на легионеров. Теперь этот опыт можно распространить на стройки. Работники "славянской внешности" будут очень рады квотам на таджиков и узбеков. Ну а там, глядишь и со строительством будет то же, что и с футболом. Так что правильное назначение. Очень в точку".

"Смотрю "60 минут" на России-1, - пишет Павел Пряников. - Вступает депутат Никонов (с огромным георгиевским бантом), вельможно разъясняет, что повышение пенсионного возраста - во благо России, позволит ей развиваться. Мужчины - в 65 лет, женщины - в 60 лет будут выходить на пенсию. Его поддерживает зал. Понятно, под какими неолиберальными реформами пройдут следующие шесть лет. "Люди вторая нефть".А у нашего поколения вообще, уверен, не будет пенсий.

Новый виток неолиберальных реформ показывает две важные вещи. Неолибералам никогда верить нельзя. Для них главное - прибыль капиталиста, или т.н. "сбалансированность бюджетной сферы". Обмотайся хоть с ног до головы георгиевской лентой, вырядись в казака - всё равно в тебе различат неолиберала. Например, разрушение ещё одного мифа сислибов: Надо завозить миллионы мигрантов из Средней Азии, иначе тут некому будет работать, некому кормить стариков. Завезли от 9 до 11 млн. - и вот результат".

"Что касается профессиональных качеств Медведева - сейчас в меня полетят помидоры, - я бы не был столь категоричен, - пишет dima-piterski. - Те, кто упрекает Медведева в резком замедлении роста экономики, как-то забывают, что Россия живёт в условиях фактически объявленной Западом войны. Мощнейшие государственные и надгосударственные структуры прилагают максимум усилий, чтобы "порвать российскую экономику в клочья".

Напомню - Рейган объявил "Крестовый поход против коммунизма" в 1982 году. Та война, как и нынешняя, носила характер экономических и идеологических диверсий. И уже с 1987 года началась явная сдача СССР, закончившаяся подписанием Горбачёвым капитуляции на Мальте в 1989-м. Глядя на сегодняшнюю Россию, как-то незаметно, чтобы наше руководство собиралось капитулировать. И элита, как бы её ни ругали - и есть за что, - а сдавать страну подобно советской элите явно не собирается...

Правительство Медведева, как бы то ни было, экономические удары Западо выдержало. По крайней мере, Путин остался доволен, поблагодарил Медведева за работу и оставил премьером. Значит. считает, что для поставленных на следующий этап целей он пока годится. Ну а то, что Дмитрий Анатольевич, мягко скажем, не пассионарий... Ну так и премьер у нас должность чисто техническая...

Ещё о хорошем. Очень радует, что в новом правительстве не нашлось места для Кудрина. Несказанно радует, что убрали Дворковича. По Шувалову тоже скучать не станем. Даже Хазин считает, что "по либеральной команде как политической группе нанесен сильнейший удар. Почти наверняка можно сказать, что ее влияние как элитной группы будет сильно падать..."

Отдельно хотел бы сказать о Мутко, который станет вице-премьером по строительству и региональной политике. Возможно, я чего-то такого не знаю, но Мутко кажется мне довольно симпатичным, добродушным человеком, и нападки на него - несправедливыми. Винить его в травле Западом наших олимпийцев, ну, это всё равно, что винить, скажем, министра сельского хозяйства в том, что вражеская авиация сожгла поля напалмом. При чём тут министр сельского хозяйства? Его дело, чтобы урожай был собран. А военные потери - это уже по части другого ведомства. Сочинская олимпиада была проведена блестяще, наши спортивные успехи становились всё более впечатляющими. Собственно, именно благодаря хорошей работе не одного, конечно, Мутко, но и его в том числе, Запад и вынужден был начать грязную игру против российского спорта. Но что тут мог сделать Мутко? Вы, скажем, готовите к турниру команду шахматистов, и отвечаете за игру в шахматы и за готовность команды именно к игре в шахматы. Если соперник вместо шахмат достаёт бейсбольную биту и начинает погром, то тут уже требуется подключение несколько иных специалистов, из другой области.

Что касается футбола, президентства Мутко в РФС... Ну это вообще "расстрельная должность". Думаю, с нашим футболом даже Лаврентий Палыч ничего бы не смог поделать... Да, ещё Мутко обвиняют в том, что у него плохой английский. Действительно, английский у него ужасный. И что с того? Да хоть бы он этот язык и вообще не знал. Мы что, британская колония? В общем, претензии, которые предъявляют к Мутко, кажутся мне несправедливыми. Будто критики уверены, что смогли бы лучше. Что касается остальных персоналий, то в их изучение я не слишком погружался. Думаю, Путин с оценкой их профпригодности справится и без моих советов. А президенту я полностью доверяю. Всё будет хорошо".

"